ИЗО ООЭВ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД
Разработчик: Рахимова В.М.
Рецензент: Хабибуллина Э.С.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественно-творческой и практико-ориентированной.
В целом занятия изобразительным искусством в рамках данной программы помогают детям осознать связь искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Дети овладевают языком искусства, учатся работать различными доступными материалами, что развивает их творческие способности.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития ребенка, как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
Программа имеет практическое направление, так как дети имеют возможность изображать окружающий их мир с помощью различных материалов и видеть результат своей работы. Каждое занятие включает теоретическую и практическую части.
Рекомендуемый для начала освоения программы возраст детей: 4,5–6 лет.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью предмета является развитие творческих способностей, фантазии, воображения детей на основе формирования начальных знаний, умений и навыков в рисовании, декоративно-прикладном искусстве, лепке.
Задачи воспитания и развития детей 4-6 лет в изобразительной деятельности:
- Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, формировать умение откликаться на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, замечать красоту окружающих предметов, объектов природы.
- Формировать образные представления о доступных предметах и явлениях, развивать умения изображать их в собственной деятельности.
- Развивать художественное восприятие произведений искусства, умение последовательно рассматривать образ, эмоционально откликаться на изображение, соотносить увиденное с собственным опытом.
- Формировать умения и навыки собственной изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности (развитие изобразительно-выразительных умений, освоение изобразительных техник, формирование технических умений).
- Поощрять желания детей воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое начало в собственной изобразительной деятельности.
В рисовании педагог формирует у детей умение отбирать изобразительные материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с создаваемым образом.
Активизирует использование правильных формообразующих движений для создания образа. Подводит детей к пониманию соотношения качества движения руки с создаваемым образом (легкость, плавность, плавность, нажим). Развивает умение уверенно проводить узкие и широкие линии, полосы (плашмя и концом кисти), рисовать кольца, точки, дуги, мазки, трилистник; правильно удерживать карандаш, кисть, фломастеры, проводя линии только в одном направлении, ритмично нанося мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы.
В специальных образовательных ситуациях педагог учит детей составлять новый цветовой тон на палитре, накладывать одну краску на другую, штриховать цветными карандашами, фломастерами, мелками, работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы.
Напоминает о необходимости сохранять правильную позу при рисовании, не напрягать спину и руку. Учит аккуратно пользоваться материалами.
Занятия проводятся по 25 минут один раз в неделю.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
- · игровой.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями.
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи в народном творчестве, технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их детям.
Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:
а) наглядные пособия, образцы работ, сделанные учащимися;
б) слайды, видео-аудио пособия;
в) иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;
г) схемы, технологические карты;
д) индивидуальные карточки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения тем программы с указанием распределения учебных часов.
№ |
Названия тем выполняемых работ |
Количество часов |
||
I полугодие |
||||
1 | Вводная беседа. Знакомство с различными техниками и
художественными материалами изобразительного искусства (акварель, гуашь, карандаш, пастель, пластилин) |
1 |
||
2 | «Весёлые колобки». Смешивание красок, получение новых цветов (гуашь, формат А3) |
1 |
||
3 | «Радуга – дуга» (гуашь, формат А3) |
1 |
||
4 | «Шарики и жгутики». Лепка из пластилина. |
1 |
||
5 | «Осенние листья» (обводка листьев по шаблону, цветные карандаши, формат А3) |
1 |
||
6 | «Фрукты и овощи» (лепка из пластилина) |
1 |
||
7 | «Осенний пейзаж» (акварель, формат А3, понятие «линия горизонта») |
1 |
||
8 | «Ах, наши ручки!» (обводка обеих рук, фломастеры) |
1 |
||
9 | «Необычный кот» (гуашь, формат А3) |
1 |
||
10 | «Моя семья» (акварель, формат А3) |
1 |
||
11 | «Яблоня» (лепка из пластилина) |
1 |
||
12 | «Подводный мир» (акварель, формат А3) |
1 |
||
13 | « Золотая рыбка» (лепка из пластилина) |
1 |
||
14 | «Зимний лес» (гуашь, формат А3) |
1 |
||
15 | «Снеговик» (аппликация на картоне из ватных дисков и цветной бумаги) |
1 |
||
16 | «Новый год» (акварель, формат А3) |
1 |
||
17 | «Новогодняя ёлка» (аппликация из цветной бумаги) |
1 |
||
18 | «Дедушка Мороз» (гуашь, формат А3) |
1 |
||
II полугодие |
||||
1 | «Каникулы» (акварель, формат А3) |
1 |
||
2 | «Сказка» (гуашь, формат А3) |
1 |
||
3 | «Пингвинчики» (лепка и пластилина) |
1 |
||
4 | «Мои друзья» (коллективный портрет, гуашь, формат А3) |
1 |
||
5 | «Любимое животное» (акварель, формат А3) |
1 |
||
6 | «С Днём защитника Отечества!» (открытка, аппликация из цветной бумаги) |
1 |
||
7 | «Цветы в вазе» (лепка из пластилина) |
1 |
||
8 | «8 марта» (объемная аппликация) |
1 |
||
9 | «Весенний букет» (акварель, формат А3) |
1 |
||
10 | «Натюрморт из фруктов» (гуашь, формат А3) |
1 |
||
11 | «Ёжик» (лепка из пластилина) |
1 |
||
12 | «Бабочка» (акварель, формат А3, монотипия) |
1 |
||
13 | «Пасхальное яйцо» (аппликация из цветной бумаги, роспись) |
1 |
||
14 | «Павлиний хвост» (акварель, формат А3) |
1 |
||
15 | «Черепашка» (лепка из пластилина) |
1 |
||
16 | «Автопортрет» (гуашь, формат А3) |
1 |
||
17 | «Роспись матрешки» (растительные мотивы, гуашь, формат А3) |
1 |
||
18 | «Волшебная птица» (гуашь, формат А3) |
1 |
||
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд. М.: Просвещение, 1991
- Коллективное творчество детей. Под ред. А. А. Грибовской. М., 2004.
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991
- Дубровская Н. «Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие». Детство-Пресс, 2004 г. Серия: Библиотека программы “Детство”. Жанр: Мастерим своими руками, Художественное развитие дошкольников
- Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение, 1996
- И. В. Штанько Воспитание искусством в д/с., М. 2007.
- Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М.: Столетие, 1998
- Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий». Издательство: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009