Контакты Версия для слабовидящих
logo
Чишминская детская школа искусств
муниципального района Чишминский район
Республики Башкортостан
logo

ГИМНАСТИКА

Подписан ЭП
01.05.2021

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ОТДЕЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

 «ГИМНАСТИКА»

 

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД

Разработчик: Рахимова Г.Х.

Рецензент: Сайфутдинова А.З.

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. 1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. 2.     СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  3. 3.     СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  4. 4.     ФОРМА И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
  5. 5.     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа для учащихся подготовительной группы от 5 до 7 лет. Учитывая физиологические особенности организма ребенка, занятие балетной гимнастикой необходимо начинать с раннего возраста, когда костно-мышечный аппарат ребенка уже достаточно окреп для физических нагрузок, но еще гибкий и восприимчивый для развития необходимых навыков и умений в области хореографии. Обучение специальным навыкам хореографии ведется долго, кропотливо. Препятствием нередко бывают недостатки физического развития ребенка. Это, в основном, чрезмерная сопротивляемость связок, особое состояние некоторых мышц и т.п. Известным успехом можно добиться путем специальных упражнений. Уже давно педагоги-хореографы ищут приемы, облегчающие их воспитанникам освоение элементов хореографического искусства. Так, в практику преподавания классического танца стали вводить разминку в виде гимнастических упражнений. Они позволяют с наименьшей энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, увеличить силу мышц. Полноценная подготовка учащихся предполагает высокую степень гибкости тела и умение управлять своими движениями.

Основное достоинство гимнастики, как средства физического воспитания учащихся, заключается в том, что она располагает большим разнообразием физических упражнений и методов, при помощи которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка, способствовать развитию двигательного аппарата и формировать необходимые двигательные навыки.

Важным элементом занятий является наличие музыкального сопровождения. Это создает особую атмосферу в классе, воспитывая музыкальность и выразительность исполнения сложных упражнений. Такое исполнение водит от сухого исполнительства и помогает большей свободе при выполнении движений.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

При реализации программы учебного предмета «Гимнастика» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий 35 недель в год.

Сведения о затратах учебного времени

Разделы

Затраты учебного времени

Всего уроков

Годы обучения

1 год обучения

Полугодия

1

2

Гимнастика

17

18

36

Недельная нагрузка в часах (академических часах) программы учебного предмета «Гимнастика» обучающихся дошкольного возраста составляет 1 час.

Продолжительность занятия (академического часа):

20 минут – для возраста 4-5 лет, 25 минут – для возраста 5-6 лет, 30 минут – для возраста 6-7 лет. Контроль умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (полугодовой в декабре, итоговый – в мае). Продолжительность занятия (академического часа) устанавливается на основании пункта 11.10 Санитарно-эпидемиологических требований 2.4.1.3049-13, утвержденных Главным государственным врачом Российской Федерации от 15.15.2013 № 26.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цель учебного предмета

1.Обучение и овладение учащимися специальными знаниями и Обучение навыками двигательной активности, развивающими гибкость, выносливость, быстроту и координацию движений, и способствующими успешному освоению техники сложных движений.

2. Ознакомление учащихся с работой опорно-двигательного аппарата, укрепление общефизического состояния учащихся.

Задачи учебного предмета

– укрепление общефизического состояния учащихся;

– обучение приемам правильного дыхания;

– развитие элементарных навыков координации;

– обучение комплексу упражнений, способствующих развитию двигательного аппарата ребенка;

– развитие темпово-ритмической памяти учащихся;

– воспитание организованности, дисциплинированности, четкости, аккуратности.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

– методы организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);

– методы стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);

– метод активного обучения (формирование творческих способностей ребенка);

– развитие выворотности ног при помощи специальных упражнений, которые помогут учащимся овладеть основными позициями классического танца.

Перед началом комплекса следует «разогреться», то есть добиться того, чтобы в мышцах появилось ощущения тепла.

Упражнения на напряжение и расслабление мышц

Такие упражнения применяются для обучения детей сознательному управлению своими мышцами.

Исходное положение – лежа на спине.

Вытянуть ноги и пальцы ног, напрячь все мышцы (1-й такт муз. Размера 4/4). На следующий такт – расслабиться.

Во время исполнения партерных упражнений нужно следить, чтобы поясничная область касалась пола.

Дыхание не задерживать, упражнение повторять 2-4 раза, в дальнейшем – 4-16 раз.

На 1-й такт (4/4) – сократить подъем, поднять носки вверх, чтобы пятки отделились от пола. Внимание концентрируется на другой группе мышц (подколенных и голеностопных). На следующий такт – принять исходное положение.

Педагог контролирует правильность выполнения упражнения, проверяя степень упругости мышц.

На 1-й такт (4/4) ноги вытягиваются в выворотном положении (I-позиция).

На следующий такт – принять исходное положение.

Эти упражнения способствуют растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляют все группы мышц ног, приучают к ощущению вытянутых ног по всей длине.

Упражнения для стоп

1. Шаги: а) на всей стопе; б) на полупальцах; г) бег на полупальцах.

2. Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по IV позиции.

3. Лежа на спине, круговые движения стопами: вытянуть стопы по IV позиции, сократить по IV позиции, медленно развернуть стопы так, чтобы мизинцы коснулись пола (сокращенная I позиция), вытянуть стопы по I позиции.

4. Releve на полупальцах в VI позиции: а) у станка; б) на середине.

– Упражнения делаются плавно, без рывков, в медленном темпе (особенно упражнения на развитие гибкости).

– Дети располагаются на полу на расстояние вытянутых в сторону рук и ног.

– Упражнения повторяются в начале 2-4 раза, затем- 8-16 раз.

– Активные упражнения выполняются детьми самостоятельно.

– Активно – пассивные – с помощью педагога.

– Упражнения на нагрузку должны чередоваться с упражнениями на расслабление в положении лежа.

Упражнения на улучшение выворотности

Научить детей активно напрягать и расслаблять мышцы ног можно за довольно   непродолжительное время. А научив – перейти к комплексу упражнений, развивающих выворотность ног. Эти упражнения делаются ритмично. Темп движений поначалу медленный, с последующим ускорением. Музыкальный размер ¾.

  1. Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в I.
  2. «Лягушка»: а) сидя; б) лежа на спине; в) лежа на животе; г) сидя на полу – руки продеть с внутренней стороны голени и сцепив кисти в «замок», подтянуть стопы к себе, при этом выпрямить корпус, колени максимально отвести от корпуса; д) «Лягушка» с наклоном вперед.

3. Сидя у стены: согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить носки стоп руками, так чтобы они сохраняли I позицию, и выпрямить ноги вперед.

4. Лежа на спине, подъем ног на 90° по I позиции с одновременным сокращением  и вытягиванием стоп.

Упражнение способствует не только выработке выворотности ног, но и подвижности голени в коленном суставе, а также растягивает и укрепляет мышцы спины, особенно поясницы. «Лягушка» – активное упражнение. Можно делать из положения лежа на спине и на животе. Оно увеличивает степень выворотности в тазобедренном суставе.

После исполнения каждого упражнения расслабиться на 5-10 секунд, ощутить полное расслабление мышц. Упражнения повторяются сначала 2-4 раза, а затем от 4 до 16 раз.

Упражнение на гибкость с наклоном вперед

  1. «Складочка» по VI позиции с обхватом рук за стопы.
  2. «Складочка» по I позиции: сидя колени согнуть и подтянуть к груди, стопы в выворотной I позиции, руками удержать стопы, стараясь развести их в стороны. Вытянуть ноги по полу с одновременным наклоном вперед, руки и стопы вытягиваются.
  3. В глубоком plié по II позиции, руки продеть с внутренней стороны голени и взяться за стопы, сохраняя положение рук, выпрямить колени с одновременным наклоном туловища.

Развитие гибкости с наклоном назад

  1. Лежа на животе, port de bras назад с опорой на предплечья, ладони вниз – поза «сфинкса».
  2. Лежа на животе, port de bras на вытянутых руках.
  3. «Колечко» с глубоким port de bras назад, одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться головы.
  4. «Корзиночка».

В положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх (следить, чтобы руки находились в таком же положении, как при упражнении «мостик».

  1. Из положения «стоя» опускаться на «мостик» и вернуться в исходное положение.

Силовые упражнения для мышц живота

  1. Лежа на коврике, ноги поднять на 90° (в потолок) и опустить, руки в стороны ладонями вниз:
  2. «Уголок»: а) из положения – сидя, колени подтянуть к груди. б) из положения – лежа.
  3. Стойка на лопатках с поддержкой под спину:
  4. Лежа на спине battements releve lent на двух ног на 90°. Опустить ноги за голову до пола, развести их в стороны и через rond собрать в I позицию.

Силовые упражнения для мышц спины

  1. «Самолет». Из положения – лежа на животе, одновременное подъем и опускание ног и туловища.
  2. «Лодочка». Перекаты на животе вперед и обратно.
  3. «Обезьянка». Стоя на VI позиции, поднять руки вверх, наклоняться вперед, поставить ладони на пол перед стопами. Поочередно переступая руками вперед, принять положение – упор, лежа на животе. Затем, движение проделать в обратном порядке до исходного положения.
  4. Упражнение в парах: лежа на животе, подъем и опускание туловища (руки в III позиции). Партнер придерживает за колени.

Упражнение на развитие шага

Для занятий хореографией необходимы эластичные и растянутые ноги. Но у детей дошкольного возраста нет необходимости формировать максимальный танцевальный шаг. Достаточно добиться свободы в тазобедренном суставе и легкости ног при подъеме. Здесь возможно использование традиционных упражнений типа «полушпагат», «шпагат» (прямой и продольный) Можно выполнять следующие упражнения на музыкальный размер 3/4, 4/4.

1. Лежа на полу, battmets releve lent на 90° по I позиции во всех направлениях.

2. Лежа на полу, grand battement jete по I позиции во всех направлениях.

3. Лежа на спине battmets releve lent двух ног на 90° (в потолок), медленно развести ноги в стороны до шпагата собрать в I позицию вверх

4. Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги.

5. Сидя на прямом «полушпагате», повернуть туловище вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука отведена за спину.

6. Сидя на прямом «полушпагате», наклонить туловище боком вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука на левом бедре.

7. Сидя на полу с ногами по I позиции, развести ноги до прямого шпагата, лечь вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их в «лягушку» на животе. Проделать все в обратном порядке.

8. Лежа на боку, battement developpe правой ногой, с сокращенной стопой. Захватить ее: а) правой рукой, б) левой рукой.

Прыжки

  1. Temps sauté по VI и I позициям.
  2. Подскоки на месте и с продвижением.
  3. На месте перескоки с ноги на ногу.
  4. «Пингвинчики». Прыжки по I позиции с сокращенными стопами.
  5. Прыжки с поджатыми ногами.

Эти упражнения выполняются с соблюдением общих правил.

При кифозе (сутулость) нужно уменьшить грудной прогиб позвоночника назад – упражнение на укрепление глубоких спины, растягивание и укрепление передних связок грудного отдела позвоночника, укрепление мышц, удерживающих лопатки в правильном положении, и мышц, увеличивающих наклон тела вперед. Особенно полезны упражнения на прогибание корпуса назад в грудном отделе позвоночника. Музыкальный размер ¾ и 4/4, темп умеренный.

1.  «Лодочка» и «Кольцо». Надо как можно больше прогнуться в грудном отделе позвоночника и в пояснице, напрячь мышцы.

2.  Во всех случаях необходимо отжиматься от пола, стараясь сильно прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника. Голову запрокинуть назад. Упражнение выполняется лежа на животе и стоя на коленях.

3. Эффективность этого упражнения можно усилить, если педагог, сделав захват обеими руками стоп и рук ребенка, осторожно приподнимет его и покачает «вверх-вниз».

4. Для следующего упражнения требуется помощник, который удерживает стопы. Грудь поднимается медленно, корпус сильно прогибается под лопатками, сократив мышцы спины.

5. Упражнение выполняется с помощью партнера, который упирается коленом в область между лопатками.

При выполнении этих упражнений необходимо соблюдать осторожность, так как внешнее давление, неверно произведенное, может привести к травме.

Примечание. Упражнение, развивающих гибкость корпуса назад, много. Но следует помнить, что всегда должна быть соблюдена правильная дозировка. Преимущество отдается упражнениям на прогибы в грудном отделе.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Оценка качества освоения учебного предмета «Гимнастика» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточного аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года обучения. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, просмотры.

Критерии оценок

По итогам показа на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале:

                      Оценка                 Критерии
5 («отлично»)

 

 

 

Технически качественное и художественно осмысление, отвечающее всем требованиям на денном этапе обучения.
4 («хорошо»)

 

 

 

Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)
3 («удовлетворительно»)

 

Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка,

Малохудожественное исполнение, отсутствие свободы исполнения и т.д.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ваганова А. «Основы классического танца». Искусство,1936
  2. Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца». Искусство, 1964
  3. Колтановский А., Брыкин А. «Общеразвивающие и специальные упражнения». М., 1973
  4. Левин М.В. «Гимнастика в хореографической школе». Терра спорт. М., 2001
  5. Лисицкая Т.С. «Хореография и гимнастика». «Физкультура и спорт». М., 1984
  6. Вихрева Н.А. «Экзерсис на полу». Сборник МГАХ. М., 2004