ГИМНАСТИКА
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ОТДЕЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
«ГИМНАСТИКА»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД
Разработчик: Рахимова Г.Х.
Рецензент: Сайфутдинова А.З.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- 2. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- 4. ФОРМА И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
- 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для учащихся подготовительной группы от 5 до 7 лет. Учитывая физиологические особенности организма ребенка, занятие балетной гимнастикой необходимо начинать с раннего возраста, когда костно-мышечный аппарат ребенка уже достаточно окреп для физических нагрузок, но еще гибкий и восприимчивый для развития необходимых навыков и умений в области хореографии. Обучение специальным навыкам хореографии ведется долго, кропотливо. Препятствием нередко бывают недостатки физического развития ребенка. Это, в основном, чрезмерная сопротивляемость связок, особое состояние некоторых мышц и т.п. Известным успехом можно добиться путем специальных упражнений. Уже давно педагоги-хореографы ищут приемы, облегчающие их воспитанникам освоение элементов хореографического искусства. Так, в практику преподавания классического танца стали вводить разминку в виде гимнастических упражнений. Они позволяют с наименьшей энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, увеличить силу мышц. Полноценная подготовка учащихся предполагает высокую степень гибкости тела и умение управлять своими движениями.
Основное достоинство гимнастики, как средства физического воспитания учащихся, заключается в том, что она располагает большим разнообразием физических упражнений и методов, при помощи которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка, способствовать развитию двигательного аппарата и формировать необходимые двигательные навыки.
Важным элементом занятий является наличие музыкального сопровождения. Это создает особую атмосферу в классе, воспитывая музыкальность и выразительность исполнения сложных упражнений. Такое исполнение водит от сухого исполнительства и помогает большей свободе при выполнении движений.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При реализации программы учебного предмета «Гимнастика» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий 35 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Разделы |
Затраты учебного времени |
Всего уроков |
|
Годы обучения |
1 год обучения |
|
|
Полугодия |
1 |
2 |
|
Гимнастика |
17 |
18 |
36 |
Недельная нагрузка в часах (академических часах) программы учебного предмета «Гимнастика» обучающихся дошкольного возраста составляет 1 час.
Продолжительность занятия (академического часа):
20 минут – для возраста 4-5 лет, 25 минут – для возраста 5-6 лет, 30 минут – для возраста 6-7 лет. Контроль умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (полугодовой в декабре, итоговый – в мае). Продолжительность занятия (академического часа) устанавливается на основании пункта 11.10 Санитарно-эпидемиологических требований 2.4.1.3049-13, утвержденных Главным государственным врачом Российской Федерации от 15.15.2013 № 26.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель учебного предмета
1.Обучение и овладение учащимися специальными знаниями и Обучение навыками двигательной активности, развивающими гибкость, выносливость, быстроту и координацию движений, и способствующими успешному освоению техники сложных движений.
2. Ознакомление учащихся с работой опорно-двигательного аппарата, укрепление общефизического состояния учащихся.
Задачи учебного предмета
– укрепление общефизического состояния учащихся;
– обучение приемам правильного дыхания;
– развитие элементарных навыков координации;
– обучение комплексу упражнений, способствующих развитию двигательного аппарата ребенка;
– развитие темпово-ритмической памяти учащихся;
– воспитание организованности, дисциплинированности, четкости, аккуратности.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
– методы организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);
– методы стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
– метод активного обучения (формирование творческих способностей ребенка);
– развитие выворотности ног при помощи специальных упражнений, которые помогут учащимся овладеть основными позициями классического танца.
Перед началом комплекса следует «разогреться», то есть добиться того, чтобы в мышцах появилось ощущения тепла.
Упражнения на напряжение и расслабление мышц
Такие упражнения применяются для обучения детей сознательному управлению своими мышцами.
Исходное положение – лежа на спине.
Вытянуть ноги и пальцы ног, напрячь все мышцы (1-й такт муз. Размера 4/4). На следующий такт – расслабиться.
Во время исполнения партерных упражнений нужно следить, чтобы поясничная область касалась пола.
Дыхание не задерживать, упражнение повторять 2-4 раза, в дальнейшем – 4-16 раз.
На 1-й такт (4/4) – сократить подъем, поднять носки вверх, чтобы пятки отделились от пола. Внимание концентрируется на другой группе мышц (подколенных и голеностопных). На следующий такт – принять исходное положение.
Педагог контролирует правильность выполнения упражнения, проверяя степень упругости мышц.
На 1-й такт (4/4) ноги вытягиваются в выворотном положении (I-позиция).
На следующий такт – принять исходное положение.
Эти упражнения способствуют растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляют все группы мышц ног, приучают к ощущению вытянутых ног по всей длине.
Упражнения для стоп
1. Шаги: а) на всей стопе; б) на полупальцах; г) бег на полупальцах.
2. Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по IV позиции.
3. Лежа на спине, круговые движения стопами: вытянуть стопы по IV позиции, сократить по IV позиции, медленно развернуть стопы так, чтобы мизинцы коснулись пола (сокращенная I позиция), вытянуть стопы по I позиции.
4. Releve на полупальцах в VI позиции: а) у станка; б) на середине.
– Упражнения делаются плавно, без рывков, в медленном темпе (особенно упражнения на развитие гибкости).
– Дети располагаются на полу на расстояние вытянутых в сторону рук и ног.
– Упражнения повторяются в начале 2-4 раза, затем- 8-16 раз.
– Активные упражнения выполняются детьми самостоятельно.
– Активно – пассивные – с помощью педагога.
– Упражнения на нагрузку должны чередоваться с упражнениями на расслабление в положении лежа.
Упражнения на улучшение выворотности
Научить детей активно напрягать и расслаблять мышцы ног можно за довольно непродолжительное время. А научив – перейти к комплексу упражнений, развивающих выворотность ног. Эти упражнения делаются ритмично. Темп движений поначалу медленный, с последующим ускорением. Музыкальный размер ¾.
- Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в I.
- «Лягушка»: а) сидя; б) лежа на спине; в) лежа на животе; г) сидя на полу – руки продеть с внутренней стороны голени и сцепив кисти в «замок», подтянуть стопы к себе, при этом выпрямить корпус, колени максимально отвести от корпуса; д) «Лягушка» с наклоном вперед.
3. Сидя у стены: согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди. Захватить носки стоп руками, так чтобы они сохраняли I позицию, и выпрямить ноги вперед.
4. Лежа на спине, подъем ног на 90° по I позиции с одновременным сокращением и вытягиванием стоп.
Упражнение способствует не только выработке выворотности ног, но и подвижности голени в коленном суставе, а также растягивает и укрепляет мышцы спины, особенно поясницы. «Лягушка» – активное упражнение. Можно делать из положения лежа на спине и на животе. Оно увеличивает степень выворотности в тазобедренном суставе.
После исполнения каждого упражнения расслабиться на 5-10 секунд, ощутить полное расслабление мышц. Упражнения повторяются сначала 2-4 раза, а затем от 4 до 16 раз.
Упражнение на гибкость с наклоном вперед
- «Складочка» по VI позиции с обхватом рук за стопы.
- «Складочка» по I позиции: сидя колени согнуть и подтянуть к груди, стопы в выворотной I позиции, руками удержать стопы, стараясь развести их в стороны. Вытянуть ноги по полу с одновременным наклоном вперед, руки и стопы вытягиваются.
- В глубоком plié по II позиции, руки продеть с внутренней стороны голени и взяться за стопы, сохраняя положение рук, выпрямить колени с одновременным наклоном туловища.
Развитие гибкости с наклоном назад
- Лежа на животе, port de bras назад с опорой на предплечья, ладони вниз – поза «сфинкса».
- Лежа на животе, port de bras на вытянутых руках.
- «Колечко» с глубоким port de bras назад, одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться головы.
- «Корзиночка».
В положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх (следить, чтобы руки находились в таком же положении, как при упражнении «мостик».
- Из положения «стоя» опускаться на «мостик» и вернуться в исходное положение.
Силовые упражнения для мышц живота
- Лежа на коврике, ноги поднять на 90° (в потолок) и опустить, руки в стороны ладонями вниз:
- «Уголок»: а) из положения – сидя, колени подтянуть к груди. б) из положения – лежа.
- Стойка на лопатках с поддержкой под спину:
- Лежа на спине battements releve lent на двух ног на 90°. Опустить ноги за голову до пола, развести их в стороны и через rond собрать в I позицию.
Силовые упражнения для мышц спины
- «Самолет». Из положения – лежа на животе, одновременное подъем и опускание ног и туловища.
- «Лодочка». Перекаты на животе вперед и обратно.
- «Обезьянка». Стоя на VI позиции, поднять руки вверх, наклоняться вперед, поставить ладони на пол перед стопами. Поочередно переступая руками вперед, принять положение – упор, лежа на животе. Затем, движение проделать в обратном порядке до исходного положения.
- Упражнение в парах: лежа на животе, подъем и опускание туловища (руки в III позиции). Партнер придерживает за колени.
Упражнение на развитие шага
Для занятий хореографией необходимы эластичные и растянутые ноги. Но у детей дошкольного возраста нет необходимости формировать максимальный танцевальный шаг. Достаточно добиться свободы в тазобедренном суставе и легкости ног при подъеме. Здесь возможно использование традиционных упражнений типа «полушпагат», «шпагат» (прямой и продольный) Можно выполнять следующие упражнения на музыкальный размер 3/4, 4/4.
1. Лежа на полу, battmets releve lent на 90° по I позиции во всех направлениях.
2. Лежа на полу, grand battement jete по I позиции во всех направлениях.
3. Лежа на спине battmets releve lent двух ног на 90° (в потолок), медленно развести ноги в стороны до шпагата собрать в I позицию вверх
4. Шпагаты: прямой, на правую, на левую ноги.
5. Сидя на прямом «полушпагате», повернуть туловище вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука отведена за спину.
6. Сидя на прямом «полушпагате», наклонить туловище боком вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука на левом бедре.
7. Сидя на полу с ногами по I позиции, развести ноги до прямого шпагата, лечь вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их в «лягушку» на животе. Проделать все в обратном порядке.
8. Лежа на боку, battement developpe правой ногой, с сокращенной стопой. Захватить ее: а) правой рукой, б) левой рукой.
Прыжки
- Temps sauté по VI и I позициям.
- Подскоки на месте и с продвижением.
- На месте перескоки с ноги на ногу.
- «Пингвинчики». Прыжки по I позиции с сокращенными стопами.
- Прыжки с поджатыми ногами.
Эти упражнения выполняются с соблюдением общих правил.
При кифозе (сутулость) нужно уменьшить грудной прогиб позвоночника назад – упражнение на укрепление глубоких спины, растягивание и укрепление передних связок грудного отдела позвоночника, укрепление мышц, удерживающих лопатки в правильном положении, и мышц, увеличивающих наклон тела вперед. Особенно полезны упражнения на прогибание корпуса назад в грудном отделе позвоночника. Музыкальный размер ¾ и 4/4, темп умеренный.
1. «Лодочка» и «Кольцо». Надо как можно больше прогнуться в грудном отделе позвоночника и в пояснице, напрячь мышцы.
2. Во всех случаях необходимо отжиматься от пола, стараясь сильно прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника. Голову запрокинуть назад. Упражнение выполняется лежа на животе и стоя на коленях.
3. Эффективность этого упражнения можно усилить, если педагог, сделав захват обеими руками стоп и рук ребенка, осторожно приподнимет его и покачает «вверх-вниз».
4. Для следующего упражнения требуется помощник, который удерживает стопы. Грудь поднимается медленно, корпус сильно прогибается под лопатками, сократив мышцы спины.
5. Упражнение выполняется с помощью партнера, который упирается коленом в область между лопатками.
При выполнении этих упражнений необходимо соблюдать осторожность, так как внешнее давление, неверно произведенное, может привести к травме.
Примечание. Упражнение, развивающих гибкость корпуса назад, много. Но следует помнить, что всегда должна быть соблюдена правильная дозировка. Преимущество отдается упражнениям на прогибы в грудном отделе.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Оценка качества освоения учебного предмета «Гимнастика» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточного аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года обучения. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, просмотры.
Критерии оценок
По итогам показа на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка | Критерии |
5 («отлично»)
|
Технически качественное и художественно осмысление, отвечающее всем требованиям на денном этапе обучения. |
4 («хорошо»)
|
Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле) |
3 («удовлетворительно»)
|
Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, слабая техническая подготовка,
Малохудожественное исполнение, отсутствие свободы исполнения и т.д. |
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ваганова А. «Основы классического танца». Искусство,1936
- Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца». Искусство, 1964
- Колтановский А., Брыкин А. «Общеразвивающие и специальные упражнения». М., 1973
- Левин М.В. «Гимнастика в хореографической школе». Терра спорт. М., 2001
- Лисицкая Т.С. «Хореография и гимнастика». «Физкультура и спорт». М., 1984
- Вихрева Н.А. «Экзерсис на полу». Сборник МГАХ. М., 2004