Контакты Версия для слабовидящих
logo
Чишминская детская школа искусств
муниципального района Чишминский район
Республики Башкортостан
logo

ИЗО ООЭВ

Подписан ЭП
01.05.2021

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД

Разработчик: Рахимова В.М.

Рецензент: Хабибуллина Э.С.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественно-творческой и практико-ориентированной.

В целом занятия изобразительным искусством в рамках данной программы помогают детям осознать связь искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Дети овладевают языком искусства, учатся работать различными доступными материалами, что развивает их творческие способности.

Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития ребенка, как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом.

Программа имеет практическое направление, так как дети имеют возможность изображать окружающий их мир с помощью различных материалов и видеть результат своей работы. Каждое занятие включает теоретическую и практическую части.

Рекомендуемый для начала освоения программы возраст детей: 4,5–6 лет.

 

 

 

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

Целью предмета является развитие творческих способностей, фантазии, воображения детей на основе формирования начальных знаний, умений и навыков в рисовании, декоративно-прикладном искусстве, лепке.

Задачи воспитания и развития детей 4-6 лет в изобразительной деятельности:

  1. Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, формировать умение откликаться на проявление прекрасного в предметах и явлениях окружающего мира, замечать красоту окружающих предметов, объектов природы.
  2. Формировать образные представления о доступных предметах и явлениях, развивать умения изображать их в собственной деятельности.
  3. Развивать художественное восприятие произведений искусства, умение последовательно рассматривать образ, эмоционально откликаться на изображение, соотносить увиденное с собственным опытом.
  4. Формировать умения и навыки собственной изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности (развитие изобразительно-выразительных умений, освоение изобразительных техник, формирование технических умений).
  5. Поощрять желания детей воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания; поддерживать творческое начало в собственной изобразительной деятельности.

В рисовании педагог формирует у детей умение отбирать изобразительные материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с создаваемым образом.

Активизирует использование правильных формообразующих движений для создания образа. Подводит детей к пониманию соотношения качества движения руки с создаваемым образом (легкость, плавность, плавность, нажим). Развивает умение уверенно проводить узкие и широкие линии, полосы (плашмя и концом кисти), рисовать кольца, точки, дуги, мазки, трилистник; правильно удерживать карандаш, кисть, фломастеры, проводя линии только в одном направлении, ритмично нанося мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы.

В специальных образовательных ситуациях педагог учит детей составлять новый цветовой тон на палитре, накладывать одну краску на другую, штриховать цветными карандашами, фломастерами, мелками, работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы.

Напоминает о необходимости сохранять правильную позу при рисовании, не напрягать спину и руку. Учит аккуратно пользоваться материалами.

Занятия проводятся по 25 минут один раз в неделю.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
  • · игровой.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями.

Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи в народном творчестве, технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их детям.

Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:

а) наглядные пособия, образцы работ, сделанные учащимися;

б) слайды, видео-аудио пособия;

в) иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;

г) схемы, технологические карты;

д) индивидуальные карточки.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения тем программы с указанием распределения учебных часов.

Названия тем выполняемых работ

Количество часов

I полугодие

1 Вводная беседа. Знакомство с различными техниками и

художественными материалами изобразительного искусства (акварель, гуашь, карандаш, пастель, пластилин)

1

2 «Весёлые колобки». Смешивание красок, получение новых цветов (гуашь, формат А3)

1

3 «Радуга – дуга» (гуашь, формат А3)

1

4 «Шарики и жгутики». Лепка из пластилина.

1

5 «Осенние листья» (обводка листьев по шаблону, цветные карандаши, формат А3)

1

6 «Фрукты и овощи» (лепка из пластилина)

1

7 «Осенний пейзаж» (акварель, формат А3, понятие «линия горизонта»)

1

8 «Ах, наши ручки!» (обводка обеих рук, фломастеры)

1

9 «Необычный кот» (гуашь, формат А3)

1

10 «Моя семья» (акварель, формат А3)

1

11 «Яблоня» (лепка из пластилина)

1

12 «Подводный мир» (акварель, формат А3)

1

13 « Золотая рыбка» (лепка из пластилина)

1

14 «Зимний лес» (гуашь, формат А3)

1

15 «Снеговик» (аппликация на картоне из ватных дисков и цветной бумаги)

1

16 «Новый год» (акварель, формат А3)

1

17 «Новогодняя ёлка» (аппликация из цветной бумаги)

1

18 «Дедушка Мороз» (гуашь, формат А3)

1

II полугодие

1 «Каникулы» (акварель, формат А3)

1

2 «Сказка» (гуашь, формат А3)

1

3 «Пингвинчики» (лепка и пластилина)

1

4 «Мои друзья» (коллективный портрет, гуашь, формат А3)

1

5 «Любимое животное» (акварель, формат А3)

1

6 «С Днём защитника Отечества!» (открытка, аппликация из цветной бумаги)

1

7 «Цветы в вазе» (лепка из пластилина)

1

8 «8 марта» (объемная аппликация)

1

9 «Весенний букет» (акварель, формат А3)

1

10 «Натюрморт из фруктов» (гуашь, формат А3)

1

11 «Ёжик» (лепка из пластилина)

1

12 «Бабочка» (акварель, формат А3, монотипия)

1

13 «Пасхальное яйцо» (аппликация из цветной бумаги, роспись)

1

14 «Павлиний хвост» (акварель, формат А3)

1

15 «Черепашка» (лепка из пластилина)

1

16 «Автопортрет» (гуашь, формат А3)

1

17 «Роспись матрешки» (растительные мотивы, гуашь, формат А3)

1

18 «Волшебная птица» (гуашь, формат А3)

1

Итого за год:

36 часов

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд. М.: Просвещение, 1991
  2. Коллективное творчество детей. Под ред. А. А. Грибовской. М., 2004.
  3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991
  4. Дубровская Н. «Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие». Детство-Пресс, 2004 г. Серия: Библиотека программы “Детство”. Жанр: Мастерим своими руками, Художественное развитие дошкольников
  5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение, 1996
  6. И. В. Штанько Воспитание искусством в д/с., М. 2007.
  7. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М.: Столетие, 1998
  8. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий». Издательство: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009