Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная
в области «Музыкального искусства»
по учебному предмету «Сольное народное пение»
Срок обучения 3 года
Разработчик: Нияскина Т.А.
Рецензент:
Рецензия на дополнительную общеразвивающую образовательную программу в области музыкального искусства по учебному предмету «Сольное народное пение»
Разработчик: Нияскина Т. А.
Программа рассчитана на преподавание народного вокала в детской школе искусств на протяжении 3 лет.
В программе учитываются возрастные возможности детей. Она предполагает постепенное движение от простого к сложному.
Во время реализации программы используются такие формы и методы обучения как: беседа, демонстрация, рассказ, объяснение, упражнения, практические задания.
Эта программа разработанна для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научится голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.
Общеразвивающая программа<Фольклорный ансамбль> является комплексной, воспитательно - образовательной программой дополнительного образования детей и предназначена для овладения ансамблевым народным пением, навыками игры на народных инструментах.
Актуальность программы в том, что в современных условиях развития России ушла на второй план проблема воспитания подрастающего поколения в духе традиционной русской культуры, формировании духовно-нравственных начал растущего человека, что, несомненно, не способствует прогрессивному развитию общества. Данная программа построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка. Программа предусматривает групповое, индивидуальное обучение детей и обучение в малых группах. Таким образом, для детей создаются оптимальные условия для личностного развития: они реализуют свои способности, осваивают программу, обеспечивающую комфортные условия для приобретения необходимых и жизненно важных знаний, умений и навыков.
Реализация программы ведется на основе разнообразных форм и методов, способствующих усвоению детьми программных установок в соответствии с возрастными особенностями. Введение в деятельность подготовку и проведение праздников русского календаря, участие в концертной и конкурсной деятельности позволяет эффективно достигать программные цели и добиваться получения детьми комплекса специальных знаний и навыков в музыкальном фольклоре.
Содержание
1.Пояснительная записка.
2.Цель программы.
3.Задачи : воспитательные, развивающие, образовательные.
4.Срок реализации учебного предмета.
5.Учебный план.
6.Содержание предмета.
7.Методы обучения.
8.Материально-методическое обеспечение.
9.Список используемой литературы.
Пояснительная записка.
Программа «Сольное народное пение» имеет художественно-эстетическую направленность.Привить детям любовь к народному пению,к источникам-задача эстетическая,идейно-нравственная для современного образования и культуры,а главное эта программа способствует духовному возрождению России.В этом актуальность и целесообразность данной программы.
Данная программа является частью комплекса предметов общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и находится в непосредственной связи с такими предметами как: «Народное музыкальное творчество», «Фольклорный ансамбль», «Слушание музыки».
Новизна программы состоит в том,что она позволяет охватить русский фольклор (сольное народное пение) как целостное явление,не только не утратившее в настоящее время своей первозданности ,но и занимающее все более значимое место в системе обучения и воспитания детей.
Цель программы :
-воспитание у учащихся живого интереса и уважения к духовным ценностям, развитие музыкальных и творческих способностей детей в процессе исполнительской деятельности. Народный вокал создаёт возможность последовательного обучения народной манере (от простого к сложному).
Преподаватель реализует цель предмета через решение целого ряда задач : воспитательных,развивающих,образовательных.
Воспитательные :
1.Воспитание личной ответственности учащегося на занятиях и в концертной деятельности;
2.Привитие любознательности;
3.Воспитание концентрированности, внимания, трудолюбия;
4.Воспитание организованности и самокритичности.
Развивающие :
1.Формирование музыкального слуха;
2.Формирование музыкальной памяти;
3.Привитие навыков вокального пения(народная манера исполнения);
4.Развитие эмоциональной отзывчивости.
Образовательные :
1.Научить координации пения и движения;
2.Освоение теоретических сведений о народной музыке, связанной с традициями, обрядами;
3.Научить учащихся народной вокальной манере пения;
4.Обучение выразительному пению.
Срок реализации учебного предмета «Сольное народное пение» для детей, поступивших в образовательное учреждение в возрасте 9-15 лет составляет 3 года. Занятия проходятсся в индивидуальной форме 1 раз в неделю по 1 часу. Индивидуальная форма занятий позволяет раскрыть творческую индивидуальность и потенциал ребенка, а также возможность разработать индивидуальный план для каждого.
Учебный план.
Наименование предмета |
1класс |
2класс |
3класс |
Сольное народное пение |
1 |
1 |
1 |
Количество аудиторной нагрузки за год |
34 |
34 |
34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Народная песня - основа музыкальной культуры народа. Главная задача народного пения - пропаганда национального песенного творчества в лучших образцах. Вокальное воспитание учащихся неразрывно связано с развитием его музыкальных данных и общего культурного уровня. Музыкальные способности учащихся первого класса (возраст 9-1О лет) тесно связаны с общими способностями личности: вниманием, мышлением, памятью, восприятием, речью,воображением.
Целью занятия в классе сольного пения является постановка народного певческого голоса, естественного грудного резонирования .Для овладения народной манеры необходимо использовать целый комплекс вокально-певческих средств и приемов. Это, прежде всего, открытая русская речь, отчетливое, ясное произношение слов, открытое грудное звучание.Народный голос звучит естествненно,в его основе лежит ясная и выразительная передача слова.При овладении народной манеры пения используется народный музыкальный фольклор. При разучивании этих произведений с детьми наибольшие усилия должны быть направлены на развитие вокально-певческих навыков.Для этого используется целый комплекс упражнений, распевок.
Распевания являются необходимой составной частью обучения пению. Система распеваний дает возможность целенаправленного и последовательного развития вокальной техники и музыкальности. Распевания – наилучшая форма прочного заккрепления основных певческих навыков.Кроме этого распевания имеют и разовое назначение : создание творческого тонуса и подготовка голосового аппарата к рабочему состоянию.
Содержание учебного предмета
1 год обучения
2 год обучения
Роль календарных песен в традициях и обрядах.
Распевание – средство развития музыкального и ритмического слуха, неотъемлемая часть каждого занятия. Распевки используются на:
а) звукообразование
б) мягкую и твёрдую атаку звука
в) звуковедение
г) динамические (от пиано к форте и наоборот)
д) ритмические
е) дикционные
К календарным песням относятся колядки и щедровки, масленичные песни, жнивные, покосные, свадебные. Разучиваются они к конкретным календарным датам.
Разучивание песен :
Этапы: 1) показ и исполнение песни руководителем
2) начало разучивания песни по фразам и предложениям
3) работа над трудно исполняемыми местами
4) впевание в мелодию
5) создание художественного образа, эмоциональность
исполнения музыкального произведения.
При разучивании песен желательно использовать элементы сольфеджио.
Взаимосвязь между народными песнями и народными играми.
Игра и дети – два неотъемлемых понятия друг от друга.
Если игра может развивать мыслительную активность, моторику действий и т. д., то музыкальная игра (т.е. игра под музыку или песню) развивает творческое мышление, является «продуктом», который полностью восполняет образ или действие кого-либо.
Таковы игры: «Сидит Дрёма», « У медведя во бору», «Глиняные горшки» и другие.
Разучивание и использование этих игр в учебном процессе.
III год обучения
Введение в программу. Разъяснить учащимся задачи на 3 год обучения.
Походные песни, песни о боях и сражениях..
Рассказ о том, какие песни исполнялись раньше при боевых сражениях, на войне. Не важно, было ли это при Суворове или во времена Великой Отечественной войны, военные песни всегда давали солдатам, нужный заряд энергии и бодрости, что и слышно из этих песен.
Разучивание походных песен, песен о боевых действиях, исторических песен.
Бытовые, лирические, плясовые песни.
Распевание на каждом занятии. При разучивании песни использовать сольфеджио с элементами дирижирования.
Если в песне имеется 2-ой голос, то сначала разучивается партия альтов (II голос), а затем – сопрано (I голос). При уверенном исполнении учащимися своей партии, следующим пунктом является соединение партии I и II голосов. Работа над песней должна завершиться созданием правильного художественного образа и эмоциональным исполнением.
Обрядовые песни и обряды – главная ступень сохранения традиций своего народа. Ведь при показе обряда учащиеся должны не только показать умение петь, но и уметь показать своё актёрское мастерство (сценическая речь, движения и т.д.) Учащиеся должны показать себя настоящими артистами.
Итоговая аттестация : исполнение двух разнохарактерных произведений с обыгрыванием художественного образа,выстроенный концертный номер.
Методы обучения :
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;
материала);
произведения);
мастерством пения от простого к сложному;
посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся.
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы учебного предмета "Сольное нпродное пение" должны быть созданы следующие материальные условия,которые включают в себя :
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мешко Н.К. Искусство народного пения. – М., 2000г.
2. Калугина Е.В. Методика работы с русским народным хором. –М., 1977.
3. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. – М.:Просвещение.1999.
4. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе.-М.: БЕК. – 2000.
5. Гусев В.Е. Эстетика фольклора.– Л., 1967. – 500с.
6. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957. – 500 с.