Календарь

<< < Октябрь 2015 > >>
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 31  

Сведения об образовательной организации

Авторизация

Саксофон

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОТДЕЛЕНИЯ ДУХОВЫХ И УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

 «Альт-саксофон»

 

Срок реализации программы – 3 года

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика предмета, его место и роль в образовательном процессе.

предмет «Специальность» выполняет значимую роль в образовательном процессе и направлен на приобретение первоначальных умений и навыков игры на флейте, ориентирован на интеллектуальное развитие ученика. Программа ставит своей целью приобщить детей к музыкальной культуре через пробуждение интереса, формирование эстетического вкуса и приобретение музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков. Учебный предмет «Специальность» входит в число обязательных предметов.

Программа дает возможность преподавателю осуществить дифференцированный подход к каждому ребенку, наиболее точно определить перспективы развития и организовать учебный процесс с учетом музыкальных способностей учащихся. По сложности и объёму репертуара программа для учащихся может быть трех уровней:

А - для обучаемых с хорошими музыкальными данными;

В - для обучаемых со средними музыкальными данными;

С - для обучаемых со слабыми музыкальными данными.

Срок реализации: 3 года.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ на реализацию Программы - 2 академических часа в неделю.

Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальное занятие.

Режим занятий: два урока в неделю.

Цель: развитие личности ребенка через формирование знаний, умений и навыков игры на саксофоне.

Задачи:

-  обучающие:

-  формирование навыков игры на саксофоне с их последующим применением;

- формирование личности ребенка, развитие познавательного интереса к саксофонному творчеству;

-накопление запаса музыкальных впечатлений;

- обогащение учащихся знаниями в области музыкального исполнительства;

-подготовка учащихся со средними способностями к самостоятельному

творчеству;

-подготовка и профессиональная ориентация наиболее одаренных учащихся.

- развивающие:

-  формирование музыкально - интеллектуальных качеств;

-  развитие эмоциональности, художественно - образного мышления;

-   формирование естественной рациональной техники в неразрывной связи с художественным замыслом;

-  развитие самостоятельности, ответственности;

-      развитие познавательных интересов учащихся и расширение их музыкального кругозора.

-  воспитательные:

-  воспитание грамотных слушателей;

-  приобщение к мировому и национальному культурному наследию;

-  формирование общей культуры и личности юного музыканта;

-   практическая подготовка учащихся к жизни в современном обществе, создание условий для успешной социальной адаптации детей;

-  формирование активной жизненной позиции.

Обоснование структуры Программы.

Программа содержит следующие разделы:

-   распределение учебного материала по годам обучения, включающее сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-  требования к техническому зачету;

-  требования к уровню подготовки обучающихся;

-  формы и методы контроля, система оценок;

-  методическое обеспечение учебного процесса;

-  список рекомендуемой нотной и методической литературы.

Методы обучения.

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-  словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация исполнительских приемов игры на инструменте);

-    практический (работа на инструменте, выработка игровых навыков, упражнения);

-  аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и

психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на флейте.

Описание материально-технических условий реализации Программы.

Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные кабинеты для занятий по учебному предмету «Специальность» оснащены роялями или пианино и имеют площади не менее 6 кв. метров. Помещения имеют достаточную звукоизоляцию, своевременно ремонтируются, обставлены современной учебной мебелью. В ДШИ имеется концертный зал. Имеются музыкальные инструменты (саксофоны). В ДШИ имеется возможность предоставлять инструменты учащимся для домашних занятий.

Техническими условиями для реализации программы является наличие:

-  хорошо освещенных учебных кабинетов;

- музыкальных инструментов - блокфлейт, саксофонов;

-  пультов для нот;

-      письменного стола и стульев для преподавателя и учеников, шкафов для хранения нот и методической литературы;

-  проигрывающего устройства для прослушивания CD- и DVD-дисков.

Учебно-методическими условиями для реализации Программы являются наличие:

-  нотной литературы, учебных сборников и пособий;

-  методической литературы;

-  дидактических материалов (наглядные пособия, портреты композиторов, таблицы, карточки и т.д.);

-      фонотеки и видеотеки (музыкальные произведения для прослушивания на уроке).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Первый класс

Задачи курса:

Развитие музыкально- слуховых представлений. Знакомство с инструментом, правила ухода за ним. Работа над постановкой дыхания (в том числе упражнения, направленные на развитие грудобрюшного типа дыхания). Правила рациональной постановки корпуса, рук, головы. Изучение аппликатуры. Работа над извлечением звука. Изучение простых ритмических формул. Знакомство со штрихами (нон легато, легато). Приобретение первоначальных навыков чтения с листа и транспонирования.

Для учащихся младшего возраста (срок обучения до 8 лет) целесообразно давать начальную подготовку на блокфлейте. Вопрос о переходе с блокфлейты на саксофон зависит в определяющей степени от физических данных ребенка и решается в каждом конкретном случае индивидуально.

В течение учебного года учащийся должен изучить: мажорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 2-х знаков включительно (в медленном движении); 10-12 этюдов и упражнений; 6-8 пьес; простейшие музыкальные термины.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН    

№ п/п.

Название разделов и тем

Всего часов

Теоретические часы

Практические часы

1.

Вводная беседа. Донотный период обучения.

8

3

5

2.

Развитие музыкально-творческих способностей

10

2

8

3.

Нотный период обучения

22

2

20

4.

Техническое и музыкальное развитие учащихся

24

4

20

 

Итого:

64

11

53

 

Содержание изучаемого курса:


 Раздел 1. Вводная беседа.

Тема 1.1. Знакомство с инструментом саксофон (блокфлейта): история возникновения, устройство, названия различных её частей; правила ухода за ней;

принцип звукоизвлечения. Представление о музыкальном звуке: высота, длительности, динамика, демонстрация звучания и возможностей инструмента педагогом.

Тема 1.2. Работа над постановкой дыхания (упражнения, направленные на развитие грудобрюшного типа дыхания и активную работу диафрагмы).

Тема 1.3. Развитие техники языка (выучивание скороговорок для улучшения подвижности языка и точного произнесения согласных звуков).

Тема 1.4. Работа над звукоизвлечением. Выработка точного звукоизвлечения (правильное расположение относительно губ и формирование струи воздуха).

Тема 1.5. Постановка корпуса, головы, рук. Работа над рациональной постановкой: правильное положение корпуса, головы и рук.

Раздел 2. Развитие музыкально-творческих способностей. Тема 2.1. Слушание и анализ музыки. Слушание музыки с анализом её характера, разучивание и пение простейших песен, мелодий, попевок; прохлопывание ритма и подбор его по слуху; отличие в мажорном и минорном ладах. Раздел 3. Нотный период обучения.

Тема 3.1. Освоение нотной грамоты. Знакомство с различными ключами, паузами, размерами такта, ритмом. Строение музыкальных пьес.

Тема 3.2. Изучение основных приёмов игры. Соединение всех элементов исполнительской техники. Обучение ребёнка сознательному управлению своим мышечно-двигательным аппаратом. Изучение аппликатуры в среднем регистре. Игра на «опертом» дыхании, равномерное распределение выдоха. Знакомство со штрихами legato, non legato.

Раздел 4. Техническое и музыкальное развитие учащихся. Тема 4.1. Изучение гамм и другого технического материала. Гаммы и арпеджио трезвучий (две, три тональности). Знакомство с транспонированием. Развитие начальных навыков чтения с листа.

Тема 4.2. Первичные навыки изучения пьес. Игра несложных пьес. Закрепление навыков изучения пьес: запоминание наизусть, интонационный контроль, правильное определение мест взятия дыхания. Ожидаемые результаты:

На академических концертах в первом полугодии и в конце учебного года учащийся должен исполнить по 2 разнохарактерных произведения соответственно уровню данного класса.

Примерная сложность: 3х летнее обучение

  1. Кабалевский Д. "Наш край". Глинка М. "Славься".
  2. Дунаевский И. Колыбельная из к/ф "Цирк". Русская народная песня "Ах ты, зимушка-зима".
  3. Гендель Г. Ария. Филиппенко Л. "На мосточке". 7 (8) летнее обучение
  4. Аноним 16 в. «Аллеманда»

Итальянская народная песня «Девушка из Сорренто» (обр. Б. Бентокка)

  1. Кригер И. «Менуэт»

Чешская народная песня «Пастушок» (обр. С. Стемпневского)

  1. Белорусская народная полька «Янка» Гайдн Й. «Ариетта»

Второй класс

Задачи курса:

Работа над скоординированностью всех элементов исполнительской техники. Продолжение работы над звуком, интонацией, ритмом. Дальнейшее изучение штрихов. Ознакомление с настройкой инструмента. Расширение музыкальной терминологии. Развитие навыков чтения с листа и самостоятельной работы.

В течение учебного года учащийся должен изучить: мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий и их обращений в тональностях до 2-х знаков включительно (в умеренном движении); 10-12 этюдов; 8-10 пьес (в том числе ансамбли и пьесы для чтения с листа).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название разделов и тем

Всего

Теоретические

Практические

п/п.

 

часов

часы

часы

1.

Работа над комплексной постановкой исполнительского аппарата

16

3

13

2.

Развитие музыкально-творческих способностей

12

2

10

3.

Техническое развитие учащегося

20

3

17

4.

Музыкальное развитие учащегося

18

2

16

 

Итого:

66

10

56

Содержание изучаемого курса:


 Раздел 1. Работа над комплексной постановкой исполнительского аппарата.

Тема 1.1. Скоординированная работа пальцев, языка, дыхания. Воспитание у ученика скоординированной работы всех элементов исполнительской техники.

Раздел 2. Развитие музыкально-творческих способностей.

Тема 2.1. Интонация, качество звука. Работа над интонацией и качеством звука. Упражнения и легкие пьесы.

Тема 2.2. Ритм, динамика звучания. Дальнейшая работа над выразительными средствами музыки.

Раздел 3. Техническое развитие учащегося.

Тема 3.1. Гаммы, этюды, упражнения. Дальнейшее изучение гамм и арпеджио трезвучий соответственно требованиям данного класса, этюдов и упражнений на различные виды техники. Освоение стаккато.

Тема 3.2. Расширение игрового диапазона. Постепенное расширение игрового диапазона (при извлечении высоких звуков должно быть исключено излишнее мышечное напряжение).

Раздел 4. Музыкальное развитие учащегося.

Тема 4.1. Работа над пьесами различного характера и формы. Применение полученных навыков в работе над пьесами (развитие сознательного отношения и ясного представления о художественной цели, которой служат освоенные технические приемы). Образное содержание и выразительные средства.

Тема 4.2. Чтение нот с листа. Освоение навыков чтения с листа на легких пьесах.

Ожидаемые результаты:

В первом полугодии учащийся должен исполнить 2 разнохарактерных произведения на академическом концерте, сдать технический зачет по гаммам и

знанию терминологии. Во втором полугодии - исполнить на техническом зачете 2 этюда. В конце учебного года учащийся должен исполнить 2 разнохарактерных произведения соответственно уровню данного класса. Примерная сложность: 3х летнее обучение

  1. Рубинштейн А. Мелодия. Носов Н. "Песенка о Ленинграде".
  2. Чайковский П. "Сладкая греза". Александров А. "Новогодняя полька".
  3. Чайковский П. "Грустная песенка". Дебюсси К. "Маленький негритенок 7 (8) летнее обучение
  4. Моцарт В. «Аллегро»

Гладков Г. «Серенада Трубадура»

  1. Гендель Г. «Менуэт»

Итальянский народный танец «Бергамаска»

  1. Корелли А. «Сарабанда»

Русская народная песня «Я на камушке сижу» (обр. Н. Римского-Корсакова)

Третий класс

Задачи курса:

Работа над ведением звука и улучшением его качества. Освоение штриха стаккато. Работа над динамикой, фразировкой, интонацией. Расширение игрового диапазона. Комплексное развитие исполнительской техники. Развитие навыков чтения с листа и самостоятельной работы. Для учащихся младшего возраста, начинающих занятия на саксофоне - знакомство с инструментом саксофон, правила ухода за ним. Работа над постановкой дыхания (в том числе упражнения, направленные на развитие грудобрюшного типа дыхания). Правила рациональной постановки корпуса, рук, головы. Изучение аппликатуры. Работа над извлечением звука.

В течение учебного года учащийся должен изучить: мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий и их обращений в тональностях до 3-х знаков включительно (в умеренном движении); 10-12 этюдов; 10-12 пьес (в том числе для чтения с листа).

 

 

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п.

Название разделов и тем

Всего часов

Теоретические часы

Практические часы

1.

Работа над комплексной постановкой исполнительского аппарата

14

3

11

2.

Развитие музыкально-творческих способностей

16

2

14

3.

Техническое и музыкальное развитие учащегося

36

4

32

 

Итого:

66

9

57

 

Содержание изучаемого курса:

Раздел 1. Работа над комплексной постановкой исполнительского аппарата.

Тема 1.1. Скоординированная работа пальцев, языка, дыхания. Дальнейшая работа над скоординированностью всех элементов исполнительской техники. Раздел 2. Развитие музыкально-творческих способностей. Тема 2.1. Интонация, качество и ведение звука. Продолжение работы над интонацией, улучшением качества звука, его устойчивостью и ровностью.

Тема 2.2. Ритм, динамика звучания. Освоение более сложных ритмических формул, динамика в этюдах и пьесах.

Раздел 3. Техническое и музыкальное развитие учащегося. Тема 3.1. Гаммы, этюды, упражнения. Изучение гамм и арпеджио трезвучий соответственно данному классу, этюдов и упражнений. Тема 3.2. Продолжение освоения стаккато.

Тема 3.3. Дальнейшее расширение игрового диапазона. Контролирование мышечных ощущений при игре в разных регистрах.

Тема 3.4. Работа над пьесами, различными по характеру и форме. Ожидаемые результаты:

В первом полугодии учащийся должен исполнить 2 разнохарактерных произведения на академическом концерте, сдать технический зачет по гаммам и знанию терминологии. Во втором полугодии - исполнить на техническом зачете 2 этюда. В конце учебного года учащийся должен исполнить 2 разнохарактерных произведения соответственно уровню данного класса. Примерная сложность: 3х летнее обучение

  1. Бетховен Л. "Контраданс" (перелож. Н. Сторчевого). Петров А. "Голубые города".
  2. Гершвин Д. Колыбельная из оперы "Порги и Бесс". Гендель Г. Бурре.
  3. Островский А. "Пусть всегда будет солнце". Брамс Й. "Петрушка".

7-8 летнее обучение

  1. Кабалевский Д. "Наш край". Глинка М. "Славься".
  2. Дунаевский И. Колыбельная из к/ф "Цирк". Русская народная песня "Ах ты, зимушка-зима".
  3. Гендель Г. Ария. Филиппенко Л. "На мосточке".

Требования к техническому зачету

Приступить к изучению гамм и арпеджио можно уже в 1 классе. К этому времени, как правило, учащиеся усваивают аппликатуру среднего регистра и частично верхнего регистра инструмента, а также в некоторой степени укрепляют мышцы губ. Рекомендуется начинать с гамм в тональностях с 1 знаком. Работать надо настойчиво, постоянно достигать более высокого качества исполнения.

Первоначально гаммы играются в медленном темпе целыми нотами, что позволяет добиваться точного звукоизвлечения и согласованности движений пальцев и языка. Постепенно темп следует увеличивать, но он должен быть удобным для исполнения. Совершенно недопустимы поспешность и торопливость.

Гаммы играются двумя основными штрихами: легато и стаккато в первые годы обучения, легато, стаккато и «двойное» стаккато в средних и старших классах. Необходимо сразу отметить, что штрих «двойное» стаккато в данном случае рассматривается не как короткое, отрывистое исполнение, а как принцип работы языка разделяющего звуки. То есть стаккато обозначает раздельный штрих, выполняемый посредством твердой атаки.

Технический зачет проводится для учащихся  в два этапа:

-  в октябре исполняются 2 гаммы (одна мажорная и одна минорная). В зависимости от класса учащегося, инструмента и соответственно его возможностей в плане диапазона (блокфлейта, флейта, кларнет, саксофон, труба) гаммы играются в прямом движении от 1 до 2,5-3 октав легато и нон легато или легато и «двойное» стаккато в квартольном или триольном оформлении; трезвучие с обращениями; септаккорды с обращениями. Отдельная отметка выставляется за знание музыкальной терминологии;

-    в марте исполняются два этюда на различные виды техники по выбору преподавателя (возможно исполнение по нотам); отдельная отметка выставляется за чтение с листа (по уровню на 1 -2 года ниже программы).

2   класс

3х летний курс обучения:

Гаммы соль мажор - ми минор, фа мажор - ре минор, ре мажор - си минор в 1,5 - 2 октавы в прямом движении; арпеджио тонических трезвучий и их обращений нон легато и легато.

3   класс

Гаммы си-бемоль мажор - соль минор, ля минор, ля мажор - фа диез минор в 2 - 2,5 октавы в прямом движении; арпеджио тонических трезвучий и их обращений «двойным» стаккато и легато.

Гаммы фа мажор - ре минор, соль минор - ми минор, ре мажор, си - бемоль мажор в 1,5 - 2 октавы, арпеджио тонических трезвучий и их обращений нон легато и легато.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ

2 класс

Andante (анданте) - не спеша

Moderato (модерато) - умеренно

Allegro (аллегро) - скоро

 

Allegretto (аллегретто) - умеренно скоро

F, forte (форте) - громко

P, piano (пиано) - тихо

mp, mezzo piano (меццо - пиано) - не очень тихо mf, mezzo forte (меццо - форте) - не очень громко Ritenuto (ритенуто) - замедляя

класс

Crescendo (крещендо) - прибавление звука Diminuendo (диминуэндо) - убавление звука Fine (финэ) - конец

Dacapoalfine (да капо аль финне) - с начала до слова конец

Adagio (адажио) - медленно

Vivo, Vivace (виво, виваче) - живо

Menomosso (мено моссо) - менее подвижно

Piomosso (пью моссо) - более подвижно

Atempo (а темпо) - в темпе

TempoI (темпо примо) - первоначальный темп

Cantabile (кантабиле) - певуче

Dolce (дольче) - нежно

Presto (престо) - очень скоро

Lento (ленто) - протяжно

Molto (мольто) - очень

Poco (поко) - немного

Pocoapoco (поко а поко) - постепенно

Nontroppo (нон троппо) - не слишком

Sempre (сэмпрэ) - всё время

Largo (ларго) - широко

Larghetto (ларгетто) - несколько скорее, чем Largo Scherzando (скерцандо) - шутливо Accelerando (аччелерандо) - ускоряя Allargando (алляргандо) - расширяя, замедляя Coda (кода) - окончание

Tenuto (тенуто) - точно выдержать длительность Subito (субито) - внезапно Sostenuto (состенуто) - сдержанно Leggiero (леджьеро) - легко, порхая Energico (энерджико) - энергично

Pesante (пезанте) - грузно, тяжеловесно Rubato (рубато) - свободное исполнение Marcato (маркато)-подчёркнуто Agitato (ажитато) - взволнованно Morendo (морендо) - замирая Grazioso (грациозо) - легко, изящно Ritardando (ритердандо) - замедляя Animato (анимато) - воодушевленно

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

По окончании занятий по учебному предмету «Специальность» выпускник должен получить следующий комплекс знаний, умений и навыков:

-    знать художественно-эстетические, технические особенности, характерные для сольного исполнительства;

-  знать музыкальную терминологию;

-      уметь исполнять музыкальные произведения на саксофоне на достаточном художественном уровне;

-   уметь самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на саксофоне;

-     уметь самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

-        уметь создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

-     иметь навыки подбора по слуху и чтения с листа несложных музыкальных произведений;

-      иметь первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений, уметь анализировать исполняемые музыкальные произведения, иметь представление о музыкальных формах;

-  иметь навыки публичных сольных выступлений;

-  знать основной репертуар для саксофона;

-  знать различные интерпретации музыкальных произведений;

-  знать художественно-исполнительские возможности своего инструмента;

-   иметь навыки по воспитанию слухового контроля и умению управлять процессом исполнения;

-  уметь применять теоретические знания в исполнительской практике;

-  иметь навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

Выпускная программа должна состоять из этюда, произведения крупной формы и

пьесы или этюда и 3-х пьес, различных по форме и стилю. Примерные репертуарные программы изложены в разделе «Примерная сложность».

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации Программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: академических зачетах, контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.

Текущий контроль успеваемости учащихся на уроках производится путем выставления оценок по 10-балльной системе: «отлично +» (5+), «отлично» (5), «отлично -» (5-), «хорошо +» (4+), «хорошо» (4), «хорошо -» (4-), «удовлетворительно +» (3+), «удовлетворительно» (3), «удовлетворительно -» (3-), «не удовлетворительно» (2). Оценка «2» при аттестации учащегося является неудовлетворительной и свидетельствует о его неуспеваемости по соответствующему предмету.

Основными формами промежуточной аттестации являются:

-  контрольные уроки (в конце каждой четверти);

-  академические концерты (во 2 четверти);

-  технические зачеты в 1 и 3 четверти;

-  экзамены (в конце учебного года).

Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.

На академическом концерте в конце первого полугодия учащиеся 2-6-х классов должны исполнить 2 пьесы различного характера. На экзамене в конце учебного года, который проходит в виде академического концерта, учащиеся 1 -6-х классов должны исполнить 2 разнохарактерных произведения. В 1 и 3 четвертях учащиеся сдают технические зачёты:

-  гаммы и арпеджио, знание терминологии (в 1 четверти);

-  этюды на различные виды техники (в 3 четверти).

При проведении промежуточной аттестации качество подготовки учащегося оценивается по 10-балльной системе.

Учащимся, имеющим отметку «не удовлетворительно», а также не аттестованным в связи с болезнью, может быть по решению Педагогического совета предложено остаться на повторное обучение в том же классе или в течение 1 -й учебной четверти ликвидировать академическую задолженность.

Весь объем учебной работы и выступлений учащегося в течение учебного года отражается в индивидуальном плане обучаемого, где дается полная характеристика с указанием положительных и проблемных сторон его развития.

Систематичность контроля (периодичность проверки знаний и умений у всех учеников, накопление ряда отметок за разные виды работ) отражается в классных журналах, книгах зачетов, сводной ведомости учащихся.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и учебного года. При выставлении четвертной оценки учитываются результаты текущего контроля, а также оценки, полученные за контрольные уроки, зачеты или академические концерты, проходившие в данной четверти.

При выведении годовой (переводной) оценки учитывается следующее:

-  четвертные оценки;

-  оценка годовой работы ученика;

-  оценка за выступление на экзамене;

-  другие выступления ученика в течение учебного года.

Итоговая аттестация проводится в виде выпускных экзаменов, представляющих собой концертное исполнение программы. К выпускным экзаменам допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебному предмету, подлежащему итоговой аттестации.

На выпускном экзамене необходимо исполнить следующую программу:

-  Этюд;

-  Произведение крупной формы;

-  Виртуозная пьеса.

Или:

-  Этюд и 3 разнохарактерные пьесы.

В течение учебного года проводится несколько прослушиваний выпускной программы.

Учащиеся на выпускном экзамене должны продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом для воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведений разных жанров и форм зарубежных и отечественных композиторов.

При проведении итоговой аттестации по итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,

«неудовлетворительно». Качество подготовки учащегося к выпускным экзаменам оценивается экзаменационными комиссиями, сформированными приказом директора.

Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная). По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому учащийся получил неудовлетворительную оценку.

Сроки пересдачи экзамена и состав экзаменационной комиссии устанавливаются приказом директора.

Учащиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают заверенное печатью свидетельство об окончании ДШИ.

Критерии оценки качества подготовки обучающегося:

Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Специальность»:

-     понимание стиля, композиционных закономерностей в процессе воплощения художественного образа;

-    владение исполнительской культурой (чувство формы, точность артикуляции, звуковая палитра, выразительная динамика, выразительность интонирования, культура звукоизвлечения);

-  техническое мастерство;

-     артистизм и творческое самовыражение в создании яркого художественного образа при исполнении;

-  сценическая культура исполнения;

-     соответствие исполняемых произведений возрасту обучающегося, сложность репертуара;

-  стабильность исполнения;

-       умение учащегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

-      соответствие уровня освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой.

Качественные характеристики, которые закладываются в оценку промежуточной аттестации:

Оценка «отлично +» (5+) ставится за неординарно яркое, артистичное, технически совершенное исполнение программы, сложность которой превышает требования программы ДШИ. В интерпретации произведения должна присутствовать высокая стилистическая культура и творческая индивидуальность исполнителя.

Оценка «отлично» (5) ставится за артистичное, технически качественное и художественно-осмысленное исполнение программы, соответствующее классу обучения. В интерпретации должны присутствовать стилистическая культура и культура владения инструментом, ясное понимание художественного замысла композитора.

Оценка «отлично -» (5-) ставится за музыкальное, выразительное исполнение программы, сложность которой соответствует классу обучения. Произведения исполняются в заданном темпе, с качественным звуковедением и звукоизвлечением, учащийся свободно владеет исполнительским аппаратом. В интерпретации должны присутствовать стилистическая культура и культура владения инструментом, ясное понимание художественного замысла композитора. Допускаются небольшие погрешности от волнения (текстовые, ритмические, технические).

Оценка «хорошо +» (4+) ставится за качественное, стабильное музыкальное исполнение программы, не отличающейся технической сложностью, но привлекающей продуманной сбалансированностью и стилистическим разнообразием произведений, а также заинтересованным отношением к исполнению. Оценка может быть поставлена и за достаточно техничное и музыкальное исполнение сложной программы при наличии моментов звуковой и технической неаккуратности, а также при наличии погрешностей

стилистического характера или метроритмической неустойчивости.

Оценка «хорошо» (4) ставится за уверенное, осмысленное, достаточно качественное исполнение программы умеренной сложности, в которой очевидна грамотная и профессиональная работа преподавателя.

Оценка «хорошо -» «4-» ставится за ограниченное в музыкальном отношении исполнение программы с заниженной сложностью, за недостаточно технически качественную игру без проявления исполнительской инициативы, при понимании учащимся поставленных перед ним задач, как художественного, так и технического плана, владение основными исполнительскими навыками.

Оценка «удовлетворительно +» (3+) ставится за технически некачественную игру, в которой отсутствует стабильность исполнения, но просматривается выстроенность формы, в случае исполнения программы заниженной сложности без музыкальной инициативы и должностного исполнительского качества, игра с остановками и многочисленными исправлениями.

Оценка «удовлетворительно» (3) ставится за формальное, невыразительное, без отношения исполнение. Программа выучена удовлетворительно, однако исполнение сбивчивое, имеются технические погрешности. Темп не соответствует заданному автором, отсутствует чувство стиля и формы. Учащийся слабо владеет инструментом, исполнительский аппарат зажат. Программа заниженной сложности.

Оценка «удовлетворительно -» (3-) ставится за технически слабую игру, в которой отсутствует стабильность исполнения, нарушена выстроенность формы, в случае исполнения программы заниженной сложности без музыкальной инициативы и должностного исполнительского качества, игра с остановками и многочисленными исправлениями.

Оценка «не удовлетворительно» (2) ставится в случае существенной недоученности программы, при игре с крайне небрежным отношением к тексту, в случае фрагментарного исполнения, на крайне низком техническом и художественном уровне, а также в случае отказа выступать на экзамене по причине невыученности программы.

Качественные характеристики, которые закладываются в оценку итоговой аттестации:

Оценка «отлично» (5) - яркая осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры. В интерпретации произведений присутствует стилевая дифференциация исполнения и положительная индивидуальная составляющая.

Оценка «хорошо» (4) - игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить исполнение на «отлично». Интонационно и ритмически игра может носить неопределенный характер. В целом выступление ровное, сценически стабильное.

Оценка «удовлетворительно» (3) - средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя художественный замысел произведения. Требования программы соблюдаются на уровне верного воспроизведения текста при наличии претензий к технике исполнения, раскрытию художественного образа. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченного на работу дома или отсутствие интереса у ученика к занятиям музыкой.

Оценка «неудовлетворительно» (2) - исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования. Оценка «неудовлетворительно» также ставится в случае отказа выступать на экзамене по причине невыученности программы.

Контрольные требования на разных этапах обучения:

За время обучения учащиеся должны приобрести целый ряд практических навыков:

Младшие классы (1-2 классы):

-  умение концентрировать внимание во время занятия и на выступлениях;

-  освоение нотной грамоты;

-  свободное ориентирование на инструменте;

-  правильная постановка игрового аппарата;

-  умение самостоятельно и грамотно делать первоначальный разбор музыкального произведения.

Средние классы (3 класс):

-  поиск эмоционального отклика при исполнении музыкальных произведений;

-  понимание и реализация основных музыкальных задач;

-  развитие технических навыков;

-  развитие исполнительского мастерства.

-  развитие целеустремленности и трудолюбия;

-  становление общей культуры обучаемого;

-   развитие личностного отношения к исполняемым музыкальным произведениям, создание яркого музыкального образа;

-  усовершенствование исполнительского мастерства;

-  профессиональное ориентирование наиболее способных учащихся.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации педагогическим работникам:

Обучение игре на духовых инструментах и на саксофоне, в частности, требует от учащихся хороших физических данных, так как во время игры на этом инструменте активно работают легкие, напрягаются определенные мышцы тела. На начальном этапе обучения особое внимание следует уделять постановке исполнительского аппарата учащегося. Осуществлять ее следует комплексно, вырабатывая навыки рациональной постановки корпуса, головы, рук, пальцев, амбушюра и исполнительского дыхания. Неверные навыки, приобретенные в начальный период обучения, особенно устойчивы: они служат серьезным, иногда непреодолимым препятствием для дальнейшего музыкального развития учащегося.

Начальный курс постановки аппарата для игры на инструменте ориентировочно рассчитан на 1-1,5 года. В начале обучения преподаватель должен обратить особое внимание на постановку амбушюра. При этом учитываются физиологические особенности строения исполнительского аппарата ученика. С начала работы над постановкой амбушюра важно добиваться от ученика устойчивого тянущегося звука. Большое значение в развитии мышц губного аппарата имеет тщательный подбор упражнений на атаку звука, легато. Работа над упражнениями осуществляется систематически - на протяжении всех лет обучения.

С первых занятий на саксофоне не следует увлекаться силой звука, пока не будет достигнуто чистое интонирование и правильное звукоизвлечение под постоянным слуховым контролем.

Особое внимание необходимо уделять такому важному компоненту исполнительской техники духовика как исполнительское дыхание. Правильная постановка дыхания характеризуется умением ученика использовать свойственную дыханию гибкость, его способность видоизменяться в зависимости от требований данного музыкального произведения. Наиболее распространенный тип дыхания исполнителей на духовых инструментах - грудобрюшной или смешанный. Он отличается использованием полного объема легких, при котором в дыхательных движениях в одинаковой мере принимают участие грудная клетка и диафрагма. Необходимо следить, чтобы при вдохе ученик не поднимал плечи. На начальном этапе обучения большое значение приобретают дыхательные упражнения, во время которых учащийся под обязательным контролем преподавателя оценивает работу мышц живота, диафрагмы и грудной клетки, сопоставив ее с функционированием элементов дыхательного аппарата при исполнении упражнений на инструменте. Эта работа должна быть идентична, так как с точки зрения физиологии подобный процесс является естественным и правильным.

Постоянное внимание в работе с учащимися преподавателю следует уделять точной интонации, качеству звукоизвлечения, ритму, динамическим оттенкам - важнейшим средствам музыкальной выразительности. Изучение их должно проводиться последовательно на протяжении всех лет обучения.

Эффективным средством, способствующим формированию внутренних слуховых музыкальных представлений, является транспонирование. Уже в начальном периоде обучения транспонирование может быть использовано для исполнения простейших мелодий от разных нот, изучаемых в процессе освоения игрового диапазона.

Большое значение для музыкального развития учащегося имеет работа с концертмейстером. Исполнение произведений в сопровождении аккомпанемента обогащает музыкальные представления учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения. Исполнение с аккомпанементом укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую организацию учащихся, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.

В качестве сопровождения также может успешно применяться оркестровое сопровождение в виде фонограммы. Использование фонограммы стимулирует интерес учащегося к занятиям, его творческую активность, способствует освоению различных стилей и направлений, развитию чувства ритма и гармонического мышления, а также росту интереса к исполняемым произведениям. Кроме того, наличие фонограммы сопровождения позволяет активизировать домашние занятия учащихся.

Необходимо развивать навыки самостоятельной работы у учащихся, что позволяет преподавателю более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, выявлять и развивать индивидуальные психологические и физические особенности учащегося.

Большое место в процессе обучения занимает правильность выбора репертуара. Индивидуальные планы составляются таким образом, чтобы в них были представлены произведения композиторов разных эпох, стилей и направлений. При этом необходимо руководствоваться принципом постепенности и последовательности. В работе над репертуаром преподаватель должен добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие - для показа в классе, третьи - с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.

Индивидуальный подход к каждому ученику создает преподавателю необходимые условия для эффективной реализации всего комплекса поставленных задач. Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в классе. В большинстве случаев более целесообразен такой метод проведения урока, при котором преподаватель в начале урока проверяет выполнение домашнего задания: прослушивает заданное произведение (гаммы, этюды, пьесы) с начала до конца (при этом желательно не прерывать исполнение учащегося). После этого переходит к его разбору и дает необходимые указания. Все недостатки в игре ученика устраняются преподавателем путем разъяснения, подкрепленного игрой на инструменте (показываются различные штриховые, динамические и ритмические варианты работы). Также объясняется характер исполняемого произведения, его стиль и форма, даются указания о процессе выполнения нового задания. Сочетание словесного объяснения и исполнения преподавателем произведения целиком или частично следует признать наилучшим методом ведения урока, стимулирующим интерес ученика к занятиям, его внимание и активность.

В первые годы обучения наряду с индивидуальным уроком возможны мелкогрупповые формы проведения урока, при которых урок целиком или какая-то его часть используется для занятий с двумя-тремя учениками одновременно. Это дает возможность больше внимания уделять развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся:

-  самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

-  периодичность занятий - каждый день;

-  количество занятий в неделю - от 2 часа.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. На начальной стадии обучения особое значение имеет правильная организация домашних занятий. Так как результаты роста ученика взаимосвязаны с качеством домашних занятий, в руководящую роль преподавателя входит контроль и высокая организация продуктивной внеклассной работы ученика. На первых порах обучения самостоятельные занятия проводятся под руководством педагога, который дает общие и принципиальные указания. Необходимо развивать эти навыки у учащихся, они позволят преподавателю более плодотворно использовать время в процессе классных занятий.

В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РЕПЕРТУАРНЫХ СБОРНИКОВ

  1. Андреев Е. Пособие по первоначальному обучению игре на саксофоне. - М., 1973.
  2. ансамбли, 4-5 год обучения (составитель-редактор М. Шапошникова). - М.. 1987.
    1. Киша С. Пьесы для саксофона (альта, тенора) и фортепиано. 1-й сборник. - Варшава, 1964; 2-й сборник. - Варшава, 1965.
    2. Концерты для саксофона (составитель М. Шапошникова). - М., 1986.
    3. Кртишка С. Школа игры на саксофоне. - Прага, 1981.
    4. Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. - М., 1975.
    5. Пьесы советских композиторов (составитель М. Шапошникова). - М., 1986.
    6. Пьесы советских композиторов. Вып. 1 (составитель Л. Михайлов). - М., 1981.
    7. Пьесы советских композиторов. Вып. 2 (составитель Л. Михайлов). - М.. 1982.
    8. Ривчун А. Сорок этюдов для саксофона. - М., 1968.
    9. Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. 1. - М., 1965.
    10. Ривчун А. Школа игры на саксофоне. Ч. 2. - М., 1966.
    11. Сборник классических пьес дли саксофона (составитель А. Ривчун). - М., 1963.
    12. Сборник пьес для саксофона и фортепиано (составитель Б. Диков). - М., 1972.
    13. Списак М. Этюды для ансамблевой игры. Тетр. 1. - Краков, 1970.
    14. Списак М. Этюды для ансамблевой игры. Тетр. 2. - Краков, 1971.
    15. Томис А. Десять миниатюр. - Варшава, 1964.
    16. Хежда Т. Школа игры на саксофоне. - Краков, 1976.
    17. Херар И. Школа игры на саксофоне. - Будапешт, 1963.
    18. Херар И. Школа игры на саксофоне. - Будапешт, 1963.
      1. Хрестоматия для саксофона. 1-3 кл. ДМШ (составитель М. Шапошникова). - М., 1985.
    19. Хрестоматия для саксофона. 1-3 кл. ДМШ (составитель М. Шапошникова). - М.,
      1.  
    20. Хрестоматия для саксофона. Ч. 1. Тетр. 1 (составитель М. Шапошникова). - М.,
      1.  
      2. Хрестоматия для саксофона. Ч. 1. Тетр. 1 (составитель М. Шапошникова). - М., 1986.
    21. Хрестоматия для саксофона-альта (составитель Б. Прорвич). - М., 1978.
    22. Хрестоматия для саксофона-альта (составитель Б. Прорвич). - М., 1978.
    23. Хрестоматия педагогического репертуара для саксофона-альта: Пьесы и
    24. Хрестоматия педагогического репертуара для саксофона-альта: Пьесы и
    25. Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения, 1-3 годы обучения. - М.,1986.
    26. Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения, 1-3 годы обучения. - М., 1986.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Болотин С. «Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах». - М.-Л., 1969.
  2. «Вопросы музыкальной педагогики». Вып.7ю - М.,1986.
  3. Гинзбург Л. «Методический очерк «О работе над музыкальным произведением». - М., 1953.
  4. Диков Б. «Методика обучения игре на духовых инструментах». - М., 1962.
  5. Диков Б. «О дыхании при игре на духовых инструментах». - М., 1956.
  6. «Инструменты духового оркестра» (сост.Б.Кожевников). - М., 1984.
  7. «Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики» (сост. И.Пушечников). - М., 1979.
  8. Левин С. «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры». - Л., 1973.
  9. «Мастера игры на духовых инструментах». М.,1979
  10. «Методика обучения игре на духовых инструментах». Вып.1. - М., 1964.
  11. «Методика обучения игре на духовых инструментах». Вып. 2. - М., 1966.
  12. «Методика обучения игре на духовых инструментах». Вып. 3. - М., 1971.
  13. «Методика обучения игре на духовых инструментах». Вып. 4. - М., 1976.
  14. Назаров И. «Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования». - Л., 1975.
  15. «Некоторые вопросы воспитания учащихся музыкальных школ: методическое пособие для преподавателей» (ред. - сост. Р.Степанова). - М., 1977.
  16. «Основы постановки исполнительского дыхания при игре на духовых музыкальных инструментах для учащихся начального образования» (методические рекомендации). - М., 1985.
  17. Платонов Н. «Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах». - М., 1958.
  18. Розанов С. «Основы методики преподавания игры на духовых инструментах». - М., 1935.

19. Розанов С. «Основы методики и игры на духовых инструментах». - М., 1938.

  1. Теплов Б. «Психология музыкальных способностей». - М.-Л., 1947.
  2. Усов Ю. «История отечественного исполнительства на духовых инструментах». - М., 1986.
  3. Усов Ю. «История зарубежного исполнительства на духовых инструментах». - М., 1978.
  4. Федотов А. «Методика обучения игре на духовых инструментах». - М., 1975.

 

 

Поиск по сайту