Календарь

<< < Октябрь 2015 > >>
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 31  

Сведения об образовательной организации

Авторизация

Оркестр

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

ПРОГРАММА

по учебному предмету

 

Оркестр

 

Структура программы учебного предмета

1.Пояснительная записка                                                             

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

2.Содержание учебного предмета                                               

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

3. Требования к уровню подготовки учащихся                         

4.  Формы и методы контроля, система оценок                                     

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки

5. Методическое обеспечение учебного процесса

6.  Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

 

 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его роль

в образовательном процессе

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для приобщения учащихся к музыкально-творческой деятельности с помощью инструментов детского оркестра ( ударные шумовые, ударные звуковысотные, струнные, клавишно-меховые, клавишные).

Актуальность программы «оркестра» в образовательном процессе нашей школы  обусловлена  целью музыкально-эстетического развития детей, привлечения наибольшего числа учащихся в учебный процесс и концертную деятельность школы. Работа в оркестре, рассчитанная на детей с разным уровнем музыкального развития, дает возможность посредством музыки воздействовать на чувства и внутренний мир ребенка, способствовать духовному росту, приобщению к общечеловеческим ценностям, пониманию действительности, окружающей ребенка.

Совершенствование природных музыкальных данных, воспитание культурного слушателя, а также приобретение таких замечательных качеств как уверенность в себе, чувство собственного достоинства, чувство коллективизма дает миру всесторонне развитого человека. Это и является одной из главных задач преподавателя-музыканта.

Особенность решения данной задачи определяется простотой и доступностью музыкального инструментария. Ведущими музыкальными инструментами оркестра являются такие звуковысотные  ударные инструменты как металлофоны и ксилофоны. Как показывает опыт, эти инструменты доступны даже маленьким детям и вызывают у них большой интерес.  Использование традиционных музыкальных инструментов: баяна, аккордеона, синтезатора, гитары придают особый колорит звучанию оркестра. Участие в детском оркестре аккомпаниатора-пианиста не только уплотняет звучность оркестра, создает интонационную чистую основу произведения, но и ведет к улучшению уровня исполнительства учащихся и лучшему взаимопониманию преподавателей и учащихся.

Данные условия определяют особую роль учебного предмета  «Оркестр»  в музыкальном образовании детей и подростков.

Срок реализации учебного предмета

Срок освоения учебного предмета составляет 3 года.  Возраст для начала освоения программы – от 7 лет.

 

 Продолжительность урока – 40 минут.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение концертов, спектаклей и др.;

- участие учеников в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ДМШ и др.

Время на самостоятельную работу учащихся в неделю определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания.

 

Форма проведения учебных занятий

Аудиторные занятия проводятся с учащимися в групповой и мелкогрупповой форме. Данные формы занятий предполагают реализацию коллективного подхода к обучению. Мелкогрупповая форма позволяет применить индивидуальный подход к учащимся.

 Цель и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета – приобщение учащихся к коллективному музицированию, формирование музыкальности учащихся, их эстетической и нравственной культуры.

Образовательная цель достигается на основе решенияобучающих, развивающих и воспитательных задач.

Обучающие задачи.

1. Изучение художественных возможностей инструментария:ознакомление с его звуковым материалом, освоение приемов звуко извлечения, управление фактурой музыкального звучания.  

2. Получение базовых знаний по музыкальной грамоте, гармонии, фактуре, тембре, форме.

3. Освоение исполнительской техники, приобретение навыков  игры.

4. Приобретение опыта практической музыкально-творческой деятельности: аранжировки и исполнения музыки, чтения с листа, игры в ансамбле,  подбора по слуху, импровизации и элементарного сочинения.

Развивающие задачи.

1. Гармоничное развитие композиторских и исполнительских  способностей, связанных с  музыкальным творчеством, развитие у учащихся интереса к музыкальной деятельности, музыкального вкуса.

2. Развитие воображения, мышления, воли – качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.

Воспитательные задачи.

1. Духовное развитие учащихся путем приобщения их к художественному творчеству.

2. Эстетическое развитие в процессе познания  формы произведений музыкального искусства.

3. Воспитание любви к музыкальному искусству через освоение произведений отечественной и мировой классики, лучших образцов народного творчества, организацию творческой практики учащихся путем проведения культурно-образовательных акций и проектов.

 

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

 

Методы и приемы обучения

В основе обучения лежат следующие методы:

1.Методы и приемы, направленные на осознанное восприятие музыкально-теоретических понятий, необходимых  для осуществления творческой деятельности на основе игры на инструментах:

применение правил взаимодействия музыкально-выразительных средств в творческой практике;

гибкое сочетание объяснительно-иллюстративных и проблемных методов обучения;

метод забегания вперед и возвращения к пройденному;

применение образных моделей музыкально-теоретических понятий и др.

2. Методы и приемы, направленные на приобщение к музыкально-творческой практике:

опора на систему усложняющихся творческих заданий;

метод разъяснения последовательности действий;

метод авторской интроспекции (выполнение преподавателем в присутствии учащихся творческой работы с комментариями собственных действий);

подбор увлекательных и посильных творческих заданий и др.

3. Методы и приемы, развивающие интерес учащихся к творческой деятельности:

разнообразие форм урочной деятельности;

применение эвристических приемов;

создание доброжелательного психологического климата;

бережное отношение к творчеству ученика;

индивидуальный подход;

введение музыкально-игровых ситуаций и др.

 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Оркестровый класс для занятий должен отвечать необходимым санитарно-гигиеническим нормам: естественная вентиляция, хорошее освещение и температурный режим. Класс должен быть оснащен необходимыми инструментами, количество которых увеличивается и обновляется по мере необходимости.

Для организации концертных выступлений учащихся необходимо проводить плановые репетиции в концертном зале.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Занятия по программе «Музыкальные инструменты детского оркестра»

 предполагают синтез теоретических знаний, получаемых на уроках сольфеджио и слушания музыки, с практической деятельностью при игре на инструментах детского оркестра.

Учебные задачи, связанные:

с освоением художественных возможностей инструментов оркестра, музыкально-теоретических понятий,

с формированием исполнительской техники,

с разнообразной музыкально-творческой деятельностью ( аранжировкой и исполнением музыки, чтением с листа, игрой в ансамбле,  подбором по слуху, импровизацией) - распределяются по годам обучения – классам.

Настоящая программа предусматривает обращение к разнообразному репертуару, включающему произведения музыкальной классики и фольклора, современной музыки академического и популярного направлений. При этом большинство этих произведений предназначаются для публичного озвучивания (или промежуточной аттестации). Вся работа над репертуаром должна фиксироваться в индивидуальных планах учащихся .

 

Годовые требования по классам

1 класс

Знание названий инструментов, а также всех необходимых принадлежностей для игры на этих инструментах;

знание основных средств музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, штрихи); знание простейших приемов игры на инструментах;

умение разбирать партию с помощью преподавателя;

приобретение навыков игры в ансамбле  и в оркестре;

приобретение навыков публичного коллективного выступления.

В течение учебного года коллектив оркестра должен выучить и исполнить на концертах разных уровней 5-6 небольших произведений народной, классической и современной музыки.

 

 

Программа  выступлений

1.Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

2. В. Моцарт «Турецкое рондо» - фрагмент

3. И. Стребогг «Вальс петушков»

4. А. Филиппенко «Вот какие чудеса»

5. Г. Струве «Пестрый колпачок»

6. А. Филиппенко «Урожай собирай»

7. «Хатира» башкирский народный танец

8 «Кубелек» татарская народная мелодия.

2 класс

Знание исторических сведений об инструментах, знание простых технических приемов игры на  ударных шумовых, ударных звуковысотных, струнных, клавишно-меховых, клавишных;

  знание средств музыкальной выразительности;

умение самостоятельно разбирать музыкальную партию;

умение импровизировать ритмы на шумовых инструментах;

умение работать в ансамбле;

способность реально оценивать результаты своей работы;

способность естественно вести себя на сцене.

В течение учебного года коллектив оркестра  должен подготовить  к концертным выступлениям разных уровней 5-6  произведений народной, классической и современной музыки.

Программа  выступлений

1.«Я на горку шла» русская народная песня

2.«Светит месяц» русская народная песня

3. Глинка М. И. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

4. Шостакович Д. Шарманка

5. Моцарт В. А. «Волшебные колокольчики» из оперы «Волшебный стрелок»

6. Шаинский В. «В траве сидел кузнечик»

7.Блантер «Катюша»

 3 класс

Грамотное владение инструментами;

 понятие об основных элементах музыкальной выразительности: мелодии, гармонии, фактуре, тембре;

 простая двух- и трехчастная музыкальная форма;

умение самостоятельно записывать музыкальные партии для мелодических и шумовых инструментов;

умение импровизировать ритмические узоры;

умение подбирать по слуху знакомые мелодии на мелодических инструментах;

умение работать в ансамбле;

использовать приобретенные навыки артистизма на концертных выступлениях;

способность к самообразованию и самовоспитанию.

В течение учебного года коллектив оркестра  должен подготовить  к экзаменационным и концертным выступлениям  5-6  произведений народной, классической и современной музыки.

 

 Примеры экзаменационного и концертного репертуара

1.Вайль К. «Мекки-Нож»

2.«Ах, улица, улица широкая»русская народная песня

3. Легран М. мелодия из кинофильма «Шербургские зонтики»

4. Блантер М. «Катюша»

5. Чайковский П. И. отрывок из балета «Лебединое озеро»

6. Дога Е. «Утренняя песня»

 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

По окончании обучения в 1-3 классах учащийся должен знать:

  • основные выразительные возможности  инструментария;
  • базовые компоненты нотной грамоты;
  • элементарные музыкальные построения;
  • простые (первичные) музыкальные жанры.

Учащийся должен уметь:

  • выстраиватьцелесообразные игровые движения;
  • применять в своей творческой практике простейшие приемы аранжировки;
  • опираться в  музицировании на элементарные навыки чтения с листа, игры в ансамбле, подбора по слуху и импровизации.

У учащегося должны быть воспитаны следующие качества:

  • интерес к музицированию;
  • способности к элементарной музыкально-интонационной деятельности: эмоционально-окрашенному восприятию музыки и выражению в музыкальных звуках собственных эстетических переживаний;
  • способность к простейшей критической оценке своего творческого продукта.

 

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цель, виды, форма, содержание

Целью аттестации является оценка качества освоения учащимися учебного предмета «Музыкальные инструменты детского оркестра».

 Контроль и учет успеваемости учащихся, занимающихся по данной программе, осуществляется в следующих формах: экзамен (итоговая аттестация), зачет, академический концерт, контрольный урок (промежуточная аттестация). Текущий контроль осуществляется на занятиях преподавателем.

На экзамене учащиеся  исполняют  три произведения, охватывающие жанры классической, народной и современной музыки академических и массовых жанров.

В других классах основными формами отчетности учебной работы являются переводной зачет и академические концерты. Для данных выступлений в течение учебного года учащиеся должны подготовить 4 произведения различных музыкальных жанров и направлений.

На контрольных уроках, проводимых один раз в полгода, осуществляется проверка музыкально-теоретических знаний учащихся и их знаний о художественных возможностях  инструментария (в виде собеседования), а также – развития игровых навыков (в виде прослушивания представляющей определенные технические сложности партии оркестровой пьесы).

Успехи учащихся на классных занятиях и контрольных уроках оцениваются оценкой по пятибалльной системе и словесной характеристикой.

Переводная оценка выставляется с учетом оценки за выступления учащегося  на академических концертах, результатов контрольных уроков и оценок текущей аттестации. В содержание итоговой оценки входит: оценка выступления ученика на выпускном экзамене, результаты текущей и промежуточной аттестации в течение последнего года обучения.

Критерии оценок

Оценке подлежит каждое публичное выступление учащихся (в т.ч. на отчетном концерте, конкурсе, фестивале и т.п.). Предметом оценки являются музыкальные произведения, представленные в виде исполнения. 
Оценка 5 («отлично») ставится за яркое, образное музыкальное звучание, отвечающее содержанию и форме оригинала и отражающее отношение учащихся к представленным произведениям. 

Оценка 4 («хорошо») ставится за достаточное осмысленное музыкальное звучание, отражающее понимание особенностей содержания и формы представленных произведений. Допустимы небольшие погрешности в  исполнении, не разрушающие целостности музыкального образа.

Оценка 3 («удовлетворительно») ставится за недостаточно яркое музыкальное звучание, свидетельствующее об определенных изъянах в теоретических знаниях и исполнительских навыках учащегося. Исполнение сопровождается неточностями и ошибками. Слабо проявляется индивидуальное отношение к представленным произведениям.

Оценка 2 («неудовлетворительно») ставится за отсутствие музыкальной образности в озвучиваемых произведениях, грубые ошибки в исполнении и плохое знание  инструментария.

«Зачет» (без оценки) ставится за продемонстрированный учащимся уровень подготовки, соответствующий программным требованиям, что проявляется в достаточном  художественном  уровне  воплощения музыки на данном этапе обучения.

 

   5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Учебное оборудование: оркестровый класс, инструменты оркестра (музыкально-шумовые, в том числе металлофоны и ксилофоны, ударные инструменты, электро-клавишные инструменты, традиционные инструменты(баяны, аккордеоны), фортепиано и др.

2. Дидактические средства: компьютер с подключением к сети Интернет, фотоаппарат, видеокамера.

3. Учебно-наглядные средства: плакаты, записи классической, народной и современной музыки, портреты композиторов и др.

4. Педагогические средства: программа учебного предмета, методические пособия, музыкально-педагогическая литература.

                     6. СПИСКИ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.-Л., 1965

Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 1983

Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 2-е издание, 1989

Великович Э. Концерт для оркестра.- Л.: Детская литература, 1988

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском творчестве. - М.: МУЗГИЗ, 1967

Габушина Г. Г. Создание детского оркестра (методическое пособие)- Екатеринбург: издательство Областного дома народного творчества, 1998

Готсдинер А. Музыкальная психология.- М.: МУЗГИЗ, 1970

Крейг Г. Психология развития. Серия «Мастера психологии».- С-Пб.: Питер, 2002

Кулагина И. Ю. Возрастная психология.- М.: УРАО, 1998

Малыши в оркестре. Партитуры. Составитель и автор переложений Л. Меркулова.- М.: «Музыка», 1999

Макаров С. Пьесы для ансамбля ударных инструментов «От простого к сложному». Выпуск 1. - М.: Издательский дом В. Катанского, 2002

Оркестр в классе. Песни и пьесы для оркестра детских музыкальных инструментов. Составитель  И. Г. Лаптев. Выпуск 1. – М.: «Музыка», 1990

Оркестр в классе. Песни и пьесы для оркестра детских музыкальных инструментов. Составитель  И. Г. Лаптев. Выпуск 2. – М.: «Музыка», 1991. 

Система детского музыкального воспитания К. Орфа. – Л.: «Музыка», 1970

Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. – М.: «Астрель», 2000

Шеломов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. – СПб: Композитор, 1997

Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. – М., 1959

 

Теория музыки.

Дополнительная литература для преподавателей

 

Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1, 2. Изд. 2-е. – Л., Музыка, 1971

Берлиоз Г. Большой трактат: о современной инструментовке и оркестровке с дополнениями Рихарда Штрауса. Т. 1, 2. – М., Музыка, 1972

Глинка М. Заметки об инструментовке//ПСС Литературные произведения и переписка. Т. 1-й. – М., Музыка, 1973

Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. – М.: Музыка, 1969

Мазель Л. Строение музыкальных произведений: Уч. пособ. - 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Музыка, 1979

Способин И. Элементарная теория музыки. – М.: «Кифара», 1996

Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки. С партитурными образцами из собственных сочинений. Т. 1-й, 2-й. - М.: Музгиз, 1946

Тюлин Ю. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Музыкальная фактура. – М.: Музыка, 1976

Цуккерман В. Тембр и фактура в оркестровке Римского-Корсакова//В. Цуккерман музыкально-теоретические очерки и этюды. – М.: Советский композитор, 1975

Чугунов Ю. Гармония в джазе. – М.: Современная музыка, 2003

Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. – М.: Музыка, 1983

 

 

 

 

 

Поиск по сайту