Календарь

<< < Ноябрь 2015 > >>
П В С Ч П С В
            1
2 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Сведения об образовательной организации

Авторизация

Рисунок

                          Дополнительная общеобразовательная
          программа в области изобразительного искусства
                                     Учебный предмет


                            
                                                   Рисунок

 
 
        Учебный план дополнительной общеразвивающей программы

                          в области изобразительного искусства

Наименование предметной области/учебного предмета

Годы обучения (классы)
количество аудиторных часов в неделю

Промежуточная и итоговая аттестация(годы обучения)

 

 

   I

  II

  III

 

1.

Учебные предметы художественно-творческой подготовки:

 

 

 

 

1.1

Графика

  1

  2

 

         I, II

1.2

Цветоведение

  2

  2

 

         I, II

1.3

Рисунок

 

 

  1

        III

1.4

Живопись

 

 

  2

        III

1.5

Композиция станковая

 

 

  1

        III

 

 

 

 

 

  

2.

Учебный предмет

историко-теоретической
подготовки:

 

 

 

 

2.1

Беседы об искусстве

  1

  1

  1

         III

 

Всего:

  4

  5

  5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целью программы является приобщение к художественному творчеству и изобразительной деятельности, изучение базовых предметов и закрепление теоретического материала.  Развитие в каждом ребёнке уверенности в своих возможностях и способах овладения искусством, для дальнейшего определения и становления творческой личности, сообразно индивидуальным способностям.      

   Цели и задачи программы:

- гармоническое развитие личности, приобщение школьников к эстетическим и художественным ценностям;

- развитие активного эстетического отношения к жизни и искусству, эмоциональной

  отзывчивости, интереса и способ­ности к художественной деятельности;

- систематическое и целенаправленное развитие зрительного вос­приятия цвета,

  композиции, пространственного мышления, фантазии, воображения;

- формирование первоначальных знаний, умений, навыков в реалистическом изображении натуры средствами рисунка и живописи на плоскости листа в условном пространстве;

- развитие композиционного мышления и способности вести самостоятельную работу над станковой и декоративной композицией;

- формирование сознательной деятельности по организации всех элементов изображения  

   для   реализации определённого творческого замысла;

- умение раскрыть тему средствами различных жанров изобразительного искусства:   

   натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр;

-  формирование способности к творческой интерпретации, эмоциональному отношению к изображению.

           Этапы реализации программы:

 

Реализация программы предполагает два основных этапа.

1 этап (1 – 2 годы обучения). Это базовый этап, основа для дальнейшего творческого развития обучающихся; он даёт возможность успешно перейти к следующему основному этапу художественного обучения. Задания знакомят обучающихся со свойствами изобразительных материалов: живописных, графических, объёмных и направлены на развитие воображения, фантазии и реализацию творческого потенциала детей.  Самостоятельная работа на данном этапе является главной формой развития художественно – творческой активности обучающихся. При этом наряду с созданием творческих работ, выделяются в самостоятельный вид учебной работы - упражнения. При выполнении упражнений  обучающиеся получают знания о цвете (теплохолодность, смешение цветов, работа с ахроматическими цветами). Вводятся задания – упражнения на проведение линий, их деление; на формирование навыка штриховки. Обучающиеся получают знания о влиянии среды и освещённости на цвет. Происходит закрепление знаний о размещении изображения в заданном формате. Упражнения предусматривают не однозначное решение, а различные варианты, т.е. возможность творческого выбора.

 

2 этап (3 год обучения). Начиная с этого этапа содержание программы исключает задания по декоративному рисованию и лепке. Теперь это отдельные предметы учебного плана: рисунок, живопись, композиция. Распределение учебного материала по спирали – совершенствование полученных знаний 1-го этапа на более высокий уровень с учетом возрастных особенностей, с последовательным усилением самостоятельности учащихся от класса к классу.  В начале реализации данного этапа большее внимание уделяется заданиям по рисованию с натуры. Обучающиеся учатся сравнивать меньшую величину с большей  (способ визирования). Переосмысляются сведения по перспективе прямоугольных форм и окружности; пропорциям человеческой фигуры; свето-воздушной перспективы, об основных законах и правилах композиции,  о порядке и методах работы над композицией, с обязательным созданием предварительного эскиза. По – прежнему большое внимание уделяется самостоятельному созданию творческих композиций.

  Обучение по данной программе рассчитано на 3 года. Из них первые 2 года - знакомство с

изобразительными материалами и техниками. Изучаемые предметы: графика,  цветоведение, пленэр, беседы об искусстве.                                      

          Последующий год – основы изобразительной грамоты. Изучаемые предметы: рисунок,

          живопись, композиция станковая, пленэр, беседы об искусстве.

     1 год обучения. В первом классе необходимо решать задачи, которые будут базовыми для всего периода обучения  - это развитие образного мышления, фантазии, художественной наблюдательности, развитие творческого потенциала. На занятиях знакомят с простейшими композиционными понятиями: пятна, линии и их роли в композиции. На первом этапе обучения большое внимание уделяется заданиям по цветоведению (тепло - холодные цветовые гармонии, спектральные растяжки, промежуточные цвета и контрасты) и средствам выражения.

  2 год обучения. Во втором классе закрепляются и углубляются навыки работы по композиции. Работы обучающихся становятся более аккуратными и качественными. Сохраняется последовательность заданий – от простого к сложному. Обучающиеся выполняют на отдельном листе короткие зарисовки и эскизы для длительных работ.  В заданиях закрепляются такие понятия, как  силуэт, масштабность, ритм, статика и динамика,  равновесие сюжетно- композиционного центра. Большое внимание уделяется заданиям на ассоциативность, абстрактность, вариативность. Изучаются  графические приемы

работы.

  3 год обучения. В третьем классе повторяются и закрепляются знания, полученные в первом и втором  классах. Усложняются цветовая палитра и технические возможности гуаши, акварели. Ставятся задачи создания художественных образов, способствующих развитию способностей обучающихся образно мыслить.  Уделяется особое внимание индивидуальным способностям учащихся. Обучающиеся уже владеют средствами выражения и используют их в раскрытии заданной темы. Обучающиеся умеют образно мыслить, стилизовать изображение, подбирать тот или иной колорит, цветовой строй композиции.

 


Возраст детей 7-10 лет. Основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция, совмещённая с практической работой). Занятие носит групповой характер. Количественный состав групп: 7-10 человек.

 Каждый год обучения включает  34 учебные недели.

Пояснительная записка

Учебный предмет
Рисунок

 

             В основе учебной программы всех художественных школ, лежит преподавание рисунка.

За время обучения учащиеся должны пройти сложный путь приобщения к искусству и получить знания, умения, навыки.

Цель программы по предмету «Рисунок» - изучение учащимися основ изобразительной грамоты.

Главное внимание уделяется изучению академического рисунка.

            Основой курса является рисунок с натуры как один из важнейших методов изучения окружающей среды. Процесс обучения включает демонстрацию репродукций работ великих мастеров, рисунков из методического фонда – изображение людей, муляжей, гипсов – т.к. наглядность является одним из важнейших образовательных принципов, обусловленных необходимостью чувствственного восприятия изучаемых предметов и явлений.

Тематическая программа составлена с учётом логической последовательности усложнения учебных задач.

При выборе учебной постановки учитывается следующее: постановка должна соответствовать содержанию темы и учебного задания; она должна быть красивой, хорошо освещенной и хорошо видимой с рабочего места каждого учащегося. Одной из главных задач, рассматриваемых на занятиях рисунка является воспроизведение формы; обучение способами изображения трёхмерной формы на двухмерной поверхности листа бумаги.

По завершении темы проводится анализ работ учащихся по схеме последовательности выполнения учебного задания: компоновка изображения; конструктивное построение изображения; прорисовка формы и выявление её характера; выявление пространственного положения формы; тоновое решение.

Необходимо ввести понятие учебного рисунка и творческого рисунка, объяснить учащимся их сходство и различие.

Воспитание глаза – это длительный процесс постепенного перехода от простого к более сложному. Этот метод членения задач и конструктивного анализа формы, позволяющий учащимся не пассивно срисовывать, а активно рисовать.

Активный и пассивный методы рисования. Копирование и сознательное рисование, общее и детали. Отбор и художественное обобщение. За время обучения учащиеся должны быть ознакомлены с видами рисунка: тональным, линейно-объемным, конструктивным.

Программой предусматривается посещение выставок и музеев с целью расширения образовательного уровня учащегося, а также для выполнения зарисовок и набросков (например, в зоомузее, ботаническом саду).

Рисунок может быть как длительным так и коротким. Особое место отводится коротким наброскам, зарисовкам природных мотивов( цветов, птиц, растений), в которых необходимо отразить характерные для изображаемых объектов пластические движения. Затем на основе сделанных зарисовок, трансформируя их,  можно перейти к построению декоративного мотива.

В процессе декоративного этюдирования природная форма (натурная) приобретает условный декоративный смысл.

Однако возможности преобразования формы мотива имеют определённые пределы – птица должна оставаться птицей, несмотря на те преобразования, которые претерпела её форма. В дальнейшем эти декоративные мотивы, приобретая черты сказочности и фантастичности, могут быть использованы и доработаны на занятиях по композиции, использованы для выполнения собственных  проектов  композиции и в дальнейшем выполнены в различной технике.

Ученик, постигающий основы рисования, должен прежде всего любить своё дело, быть трудолюбивым, внимательным. Занятия рисунком требует от учащегося силы характера, постоянства и большого терпения.

 

 

 

Учебно-тематический план

                                                                      3 класс

 

№ п/п

Наименование темы

Общее кол-во часов

1

2

3

   1

Беседа о рисунке как самостоятельной дисциплине

в художественной школе.

1

   2

Упражнение на проведение различных линий (вертикальных, горизонтальных, наклонных, дугообразных) и деление отрезков прямой на равные части. 

1

   3

Упражнение на проведение прямых линий и деление отрезков на равные части (т.н. шахматная доска). 

1

   4

Две тональные зарисовки чучела птицы (ворона).

          3

   5

Тональный рисунок лежащей на плоскости стола узкой полоски тонированной бумаги или картона.

1

   6

Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок лежащей на плоскости стола книги.

2

   7

Зарисовки фигуры человека.

1

   8

Линейный рисунок квадрата в горизонтальном положении на плоскости стола.

1

   9

Линейно-конструктивный рисунок каркаса куба.

2

 10

Тональный рисунок гипсового куба.

2

 11

Зарисовки фигуры человека.

2

 12

Линейный рисунок окружности в перспективе.

2

 13

Тональный рисунок гипсового цилиндра в вертикальном положении.

3

 14

Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта.

6

 15

Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта.
Контрольный натюрморт.

6

 

                                                                  Всего:

34

 

 

Содержание предмета.

 

3 класс

 

Задание 1. Беседа о рисунке как самостоятельной дисциплине

в художественной школе.

            Роль и значение рисунка в процессе обучения.

Цели и задачи курса рисунка. Знакомство с организацией рабочего места учащихся, его подготовкой к работе, правильной посадкой рисующих относительно постановки. Знакомство с приемами работы карандашом.  

            Материал: графитный карандаш.

 

Задание 2. Упражнения на проведение различных линий (вертикальных, горизонтальных, наклонных, дугообразных) и деление отрезков прямой на равные части.

Цель. Знакомство с приемами работы с графитным карандашом, постановка глаза и руки учащихся.

Задачи. Грамотно закомпоновать изображение листе; добиться выразительности линий.

Материал: графитный карандаш.

 

Задание 3. Упражнение на проведение прямых линий и деление отрезка на равные части (т.н. шахматная доска в два тона).

На листе изображается квадрат, который делится на равные клетки, имеющие тон, аналогичный шахматной доске.

Цель. Закрепление предыдущего материала по проведению прямых линий и делению отрезков на равные части; знакомство

с понятием тона и штриха; развитие руки и глаза учащихся.

            Задачи. Грамотно закомпоновать изображение в листе; точно разделить отрезки на равные части; показать тональную разницу клеток, т.е. шахматной доски.

Материал: графитный карандаш.

 

Задание 4. Две тональные зарисовки чучела птицы (ворона).

Постановки изображаются без фона, возможно использование тонированной бумаги.

            Цель. Знакомство с работой в новом материале, выработка умения анализировать натуру; развитие руки и глаза учащегося.

            Задачи. Грамотно закомпоновать изображение в листе; передать основные пропорции птицы.

            Материал: тушь, кисть.

           

 Задание 5. Тональный рисунок лежащей на поверхности стола узкой полоски тонированной бумаги или картона. Размер полоски – 10х30см или 15х40см. Постановка располагается на светлом фоне ниже линии горизонта. Край стола – фронтально к рисующим. Полоска бумаги или картона находится под произвольным углом.

            Цель. Изучение понятия о перспективных сокращениях с двумя точками схода; знакомство с понятием глубокого пространства; закрепление предыдущего материала.

            Задачи. Грамотно закомпоновать изображение в листе; верно, пристроить полоску бумаги (картона) с учетом перспективных сокращений; добиться выразительности линий и тона для передачи пространства.

            Материал: графитный карандаш.

            Задание 6. Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок лежащей на плоскости стола книги. Рабочие места учащихся размещаются фронтально к краю стола. Книга располагается под произвольным углом.

            Цель. Закрепление материала предыдущих занятий; знакомство с понятием объема предмета.

            Задачи. Грамотно закомпоновать изображение в листе; построить книгу с учетом пропорций, линейной и воздушной перспективы; добиться выразительности линий и объема.

             Материал: графитный карандаш. Освещение естественное.

 

            Задание 7. Зарисовки фигуры человека. На одном листе учащимися выполняются две схематичные зарисовки взрослого человека и ребенка в статичном состоянии. На занятии используются таблицы со схемой построения и пропорции человеческой фигуры.

            Цель. Знакомство с основными пропорциями взрослого человека и ребенка.        

            Задачи. Грамотно закомпоновать изображение в листе; выявить основные пропорции человеческих фигур.

            Материал: графитный карандаш.

 

            Задание 8. Линейный рисунок квадрата в горизонтальном положении на плоскости стола. Постановка располагается горизонтально на светлом фоне ниже линии горизонта. Рабочие места учащихся размещаются фронтально к плоскости стола. Квадрат расположен под произвольным углом.

            Цель. Закрепление материала о линии горизонта и перспективных сокращениях с двумя точками схода.

            Задачи. Грамотно закомпоновать изображение в листе; точно определить углы квадрата с учетом перспективных сокращений при помощи горизонтальной прямой, проведенной через ближний угол квадрата; добиться выразительности линий с учетом пространства.

            Материал: графитный карандаш.

 

            Задание 9. Линейно-конструктивный рисунок каркаса куба. Постановка располагается ниже линии горизонта.

            Цель. Закрепление знаний о линейной и воздушной перспективе и сквозном построении.

            Задачи. Грамотно скомпоновать изображение в листе; верно, построить каркас куба с учетом пропорций и перспективных сокращений; передать объем за счет линий в пространстве и добиться их выразительности.

            Материал: графитный карандаш.

 

            Задание 10. Тональный рисунок гипсового куба. Постановка располагается ниже линии горизонта.

            Цель. Знакомство с методом передачи объема куба с помощью светотени; закрепление материала предыдущего задания.

            Задачи. Грамотно закомпоновать изображение в листе; поставить куб на плоскость на плоскость стола; построить его с учетом перспективных сокращений; передать объем куба с помощью светотени (света, полутона, тени собственной, рефлекса, тени падающей).

            Материал: графитный карандаш. Освещение верхнее, боковое.

             

           Задание 11. Зарисовки фигуры человека в движении. Выполняется несколько

набросков и зарисовок на отдельных листах с некоторым усложнением задач.

Цель. Продолжение изучения механики движения человека и пропорций человеческой фигуры.

Задачи. Грамотно закомпоновать изображение в листе; передать основные пропорции человеческой фигуры с учетом направления основных осей плечевого пояса и таза.

Материал: тушь, кисть, уголь, соус.

 

            Задание 12: Линейный рисунок окружности в перспективе. Квадрат с вписанной в него окружностью размещается на полу в центре мастерской. Рабочие места учащихся желательно расположить фронтально по отношению к сторонам квадрата.

            Цель. Знакомство с методом построения окружности с учетом линейной и воздушной перспективы через нахождение основных осевых линий.

            Задачи. Грамотно закомпоновать изображение в листе; точно построить окружность с учетом перспективного сокращения; добиться выразительности линий в пространстве.

            Материал: графитный карандаш.

 

            Задание 13. Тональный рисунок гипсового цилиндра в вертикальном положении. Гипсовый цилиндр ставится на светло-сером нейтральном фоне ниже линии горизонта.

            Цель. Знакомство с методом передачи объема цилиндра с помощью светотени и закрепление материала предыдущего задания.

            Задачи. Грамотно закомпоновать изображение в листе; построить цилиндр с учетом перспективных сокращений; передать его объем за счет светотени.

Материал: графитный карандаш. Освещение верхнее, боковое.

 

            Задание 14. Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта. Натюрморт ставится на светлом фоне. Предметы цилиндрической и призматической формы, разные по величине и тону. Постановка размещается ниже лини горизонта на одной плоскости. Линии построения сохраняются.

            Цель. Закрепление предыдущего материала; знакомство с понятием локального тона предмета.

            Задачи. Грамотно закомпоновать изображение в листе; передать пропорции предметов относительно друг друга; поставить их на плоскость; построить предметы натюрморта с учетом перспективных сокращений, передать их объем, локальный тон и положение в пространстве.

            Материал: графитный карандаш.

 

            Задание 15. Контрольный натюрморт. Тональный рисунок натюрморта из двух предметов быта. Натюрморт ставится на светло-сером фоне. Предметы – цилиндрической и призматической формы, различные по величине и тону.

            Цель. Знакомство с понятием локального тона предмета; закрепление всего материала, пройденного в первом классе.

            Задачи. Грамотно закомпоновать изображение в листе; передать пропорции предметов относительно друг друга; поставить их на плоскость; построить предметы натюрморта с учетом перспективных сокращений, передать их объем, локальный тон и положение в пространстве.

Материал: графитный карандаш. Освещение верхнее, боковое.

 

 

 

                        Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание понятий «пропорция», «симметрия», «светотень»;
  • знание законов перспективы;
  • умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
  • умение моделировать форму простых предметов тоном;
  • умение последовательно вести длительную постановку;
  • умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
  • умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
  • навыки владения линией, штрихом, пятном;
  • навыки выполнения линейного и живописного рисунка;
  • навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

 

 

                              Формы и методы контроля, система оценок

          

             Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.

Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущая и промежуточная аттестации. Текущая аттестация проводится с целью контроля качества освоения конкретной темы или раздела по учебному предмету. Текущая аттестация проводится по четвертям в форме просмотра учебных работ ведущим преподавателем, оценки заносятся в классный журнал.

Виды и формы промежуточной аттестации:

  • Просмотр –(проводится в счет аудиторного времени) в каждом полугодии.

          Виды и формы итоговой аттестации:

  • Контрольная работа –(проводится в счет аудиторного времени) в конце 4 класса.

 

Критерии оценок

По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Оценка 5 «отлично»

Предполагает:

  • самостоятельный выбор формата;
  • правильную компоновку изображения в листе;
  • последовательное, грамотное и аккуратное ведение построения;
  • умелое использование выразительных особенностей применяемого графического материала;
  • владение линией, штрихом, тоном;
  • умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты в рисунке;
  • умение обобщать рисунок и приводить его к целостности;
    • творческий подход.

Оценка 4 «хорошо»

Допускает:

  • некоторую неточность в компоновке;
  • небольшие недочеты в конструктивном построении;
  • незначительные нарушения в последовательности работы тоном, как следствие, незначительные ошибки в передаче тональных отношений;
  • некоторую дробность и небрежность рисунка.

Оценка 3 «удовлетворительно»

Предполагает:

  • грубые ошибки в компоновке;
  • неумение самостоятельно вести рисунок;
  • неумение самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки в построении и тональном решении рисунка;
  • однообразное использование графических приемов для решения разных задач;
  • незаконченность, неаккуратность, небрежность в рисунке.

 

                                               Методическое обеспечение

Формы, методы, приемы работы:

Методики индивидуального поэтапного творческого раз­вития учащихся являются фундаментом всей программы, зало­гом достижения основной цели всегo курса обучения. Систем­ность программы, четкость задач каждого урока позволяют сократить время объяснения нового материала. Большая часть урока освобождается для самостоятельной детской работы и ин­дивидуальной работы учителя c каждым ребенком.  Небольшой объём теоретической части состоит из вводной беседы, проводимой в первый год обучения, и кратких бесед перед каждым заданием, когда обучающимся объясняют содержание задания и указывают методы его решения. Беседы должны сопровождаться показом иллюстративного материала:  репродукций, материала из методического фонда школы.

  Формы проведения занятий могут быть разнообразными, могут включать в себя экскурсии в выставочный зал, музей, городской парк, мастерские художников.  Преподаватель вправе изменять некоторые темы по своему усмотрению,  исходя из текущих заданий, связанных с конкурсной тематикой. Подведение итогов урока может включать в себя обсуждение результатов работы на данном этапе, экспозицию как текущих, так и окончательных работ. Длительные постановки могут чередоваться с краткосрочными зарисовками  этюдами, упражнениями для закрепления или расширения понятий. Практическое домашнее задание, как правило, не задаётся. Но могут быть предложены темы предстоящих композиций для сбора материала и обдумывания художественного замысла. Следует учитывать, что в связи с индивидуальными особенностями учащихся, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Полезными в данном случае могут быть параллельные задания с меньшей степенью сложности. Перед началом каждого занятия педагог кратко формулирует итоги предыдущих занятий и ставит новые задачи. При проведении беседы используются работы учащихся других групп, различные книги и журналы по искусству и необходимой тематике. Ученикам предлагаются практические и творческие задания разного уровня сложности. Выразительные возможности изобразительных средств изучаются системно и целенаправленно, в доступной возрасту форме, часто носят игровой характер.                          Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Каждая  из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему. Художественная деятельность учащихся на уроках находит разнообразные формы выражения. Это изображение на плоскости и в объеме, декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Коллективное художественное творчество учащихся  применимо в оформлении школьных интерьеров. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Основными средствами приобщения к художественной культуре являются художественные знания, умения и навыки. Эти средства  учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  Методические и учебные пособия, дидактический материал:

- методические разработки отдельных заданий и основных тем по программе для ДХШ и ДШИ;

- библиотечный фонд учебной литературы по живописи, рисунку, композиции, скульптуре, видам декоративно-прикладного искусства, основам изобразительной грамоты, DVD-диски, видеокассеты;

- работы учащихся ДШИ, других учебных заведений, преподавателей  по предметам: Рисунок, Живопись, Композиция;

- таблицы с порядком выполнения работы (над натюрмортом, над композицией);

- репродукции работ художников, иллюстрации, фотографии о растительных, природных и животных формах, натурный материал, изделия произведений декоративно-прикладного искусства, живописи, графики;

- таблицы («Цветовой круг», «Пропорции лица и фигуры человека», «Смешения цветов» и др.);

- иллюстрации, репродукции о костюмах, архитектуре, предметах быта;

 

 

 Оборудование и материалы: 

Учебный кабинет оборудованный:

- мольбертами, планшетами, стульями, столами, табуретами для красок;

- подиумами для натурных постановок, стойками для софитов, софитами, специальными мольбертами для демонстрационных рисунков   преподавателей;

Для уроков рисунка, живописи и композиции:

- бумага: «ватман», акварельная, тонированная, цветная, тонкая (писчая), картон, калька,   копирка - Ф-А4, А3, А2;

- кисти: круглые, плоские №1-10 (белка, щетина и др.)

- краски акварельные – «Санкт-Петербург»- 24 цвета; гуашь «Мастер – класс», «Гамма» - 12 цветов.

- графические материалы - пастель масляная и сухая, гелевые ручки, тушь чёрная и цветная, перо, карандаши простые разной мягкости, карандаши цветные (акварельные), ластики, мягкие материалы (сангина, уголь, соус);

- палитра, кнопки, канцелярские резаки, ножницы, ёмкость для воды, ветошь для промокания кистей.

  

 

 

 

 

 

 

  Литература.

 

1. Аксенов К. рисунок: В помощь начинающему художнику-оформителю.М., 1987.

2. Барщ А. Наброски  и зарисовки. М., 1970.

3. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М., 1957.

4. Беда Г. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция.

2-ое издание, переработанное и дополненное. М., 1981.

5. Вопросы художественного образования: Тематический сборник научных трудов. Вып. ХI. Л., 1974.

6. Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. II. Карачаевск, 1971.

7. Кондахчан Е. Методика преподавания рисунка в средней школе 2-ое издание. М., 1952.

8. Кузин В. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. М., 1970.

9. Кулебакин Г. Рисунок и основы композиции. М., 1978.

10. Медведев Л. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М., 1986.

11. Радлов Н. Рисование с натуры. 3-е издание. Л., 1978.

12. Ростовцев Н. Академический рисунок. 3-е издание, дополненное и переработанное. М., 1995.

13. Ростовцев Н. Рисование с натуры. Л., 1962.

14. Ростовцев Н. Учебный рисунок. М., 1976.

15. Ростовцев Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.,1983.

16.  Ростовцев Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М., 1983.

17. Ростовцев Н. Рисование головы человека. М., 1989.

18. Рисунок / Ред. А. Серова. М., 1975.

19. Секачева А., Чуйкина А., Пименова Л. Рисунок и живопись. М.,1983.

20. Смирнов Г. Рисование с натуры. М., 1960.

21. Сокольникова Н. Основы рисунка. Обнинск, 1996.

22. Соловьев А., Смирнов Г., Алексеева Е. Учебный рисунок. М., 1953.

23. Учебный рисунок/ред. В. Королева. М., 1981.

24. Чистяков П. Рисунок, живопись, композиция. М., 1953.

25. Школа изобразительного искусства. 3-е издание, исправленное и дополненное. Том II. М., 1988.

26. Программа по рисованию, живописи, композиции для ДХШ и ДШИ. М., 1990.

27. Программа по рисованию, живописи, композиции для ДХШ и ДШИ. М., 2002.

28. Программа по рисованию, живописи, композиции для ДХШ и ДШИ. М., 2003.

29. Программа по рисованию, живописи, композиции для ДХШ и ДШИ. М., 2005.

 

 

Поиск по сайту