Календарь

<< < Октябрь 2015 > >>
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 29 30 31  

Сведения об образовательной организации

Авторизация

ДПОП в области ИЗО РИСУНОК

 

Дополнительная предпрофессиональная

общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства
Учебный предмет



Рисунок

   Разработчик(и)-Хабибуллина Эльвира Саитгалиевна-преподователь

 

Рецензент-Турьянова Нурия Валинуровна, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства ФГБОУ ВПО БГПУ им.М.Акмуллы, отличник образования РФ

 

 Учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства

«Живопись»

____________________________________

 

Индекс Предметных областей и УП

Наименование частей, предметных областей,

УП и разделов

Общий объем времени (в часах)

Промежут. оттестация

(по полугодиям)

 

Максимальная

учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудитор­ные

занятия

Зачеты контр. уроки

Экзамены

Распределение по годам обучение

1кл

2кл

3кл

4кл

5кл

 

 

 

 

Групповые

занятия

Мелкогрупповые занятия

Индивидуальные занятия

Количество недель аудиторных занятий в год

33

33

33

33

33

Обязательная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по.01.

художественное творчество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.01.

УП.01.

РИСУНОК

990

429

-

561

-

2,4,6,10

8

3

3

3

4

4

ПО.01.

УП.02.

ЖИВОПИСЬ

924

429

-

495

-

1,3…9

2…8

3

3

3

3

3

ПО.01.

УП.03.

компОЗИЦИЯ

СТАНКОВАЯ

924

561

-

363

-

1,3…9

2…8

2

2

2

2

3

ПО.02.

история искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.02.

УП.01.

Беседы об искусстве

66

16,5

49,5

-

-

2

 

1,5

 

 

 

 

ПО.02.

УП.02.

История

Изобразительного искусства

396

198

-

198

-

4,6,8

 

 

1,5

1,5

1,5

1,5

ПО.03.

пленэрные занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.03.

УП.01.

Пленэр

112

-

-

112

-

4…10

 

 

*

(28)

*

(28)

*

(28)

*

(28)

Максимальная нагрузка

Обязательной части

3412

1633,5

1778,5

 

 

 

 

 

 

 

Колличество контрольных уроков, зачетов, экзаменов

 

 

 

 

 

22

9

 

 

 

 

 

в.00.

вариативная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.01.

Цветоведение

66

33

-

33

-

2

 

1

 

 

 

 

В.02.

Композиция

прикладная

528

198

-

330

-

2,4,6,8,10

 

2

2

2

2

2

Всего аудиторная нагрузка по двум предметным областям (обязательная часть)

 

 

 

 

 

 

 

9,5

9,5

9,5

10,5

11,5

Всего аудиторная нагрузка по двум предметным областям (обязательная часть) с учетом вариативной части

 

 

 

 

 

 

 

12,5

11,5

11,5

12,5

13,5

Максимальная нагрузка вариативной части

594

231

 

363

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части

4006

1864,5

 

2141,5

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.04.00.

Консультации

90

 

90

 

 

Годовая нагрузка в часах

К.04.01.

Рисунок

 

 

 

20

 

 

 

4

4

4

4

4

К.04.02.

Живопись

 

 

 

20

 

 

 

4

4

4

4

4

К.04.03.

Композиция

станковая

 

 

 

40

 

 

 

8

8

8

8

8

К.04.04.

Беседы об искусстве

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

К.04.05.

История

изобразительного

искусства

 

 

 

8

 

 

 

 

2

2

2

2

А.05.00.

Аттестация

Годовой объем в неделях

ПА.05.01.

Промежуточная

(экзаменационная)

4

 

 

 

 

1

1

1

1

-

ИА.05.02

Итоговая

аттестация

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ИА.05.02.01.

Композиция

станковая

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА.05.02.02.

История

изобразительного

искусства

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв учебного времени

5

 

 

 

 

1

1

1

1

1

                               

 

                                                    Бюжет времени в неделях

Классы

Аудиторные занятия, в том

числе промежуточная аттестация в виде зачетов и контрольных уроков

Промежуточная аттестация (экзамиенационная)

Резерв учебного времени

Пленэр

Итоговая аттестация

Каникулы

Всего

I

33

1

1

-

 

17

52

II

33

1

1

1

 

16

52

III

33

1

1

1

 

16

52

IV

33

1

1

1

 

16

52

V

33

-

1

-

2

4

40

Итого:

165

4

5

3

2

69

248

 

 РЕЦЕНЗИЯ

На дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области изобразительного искусства (рисунок) для учащихся

художественного отделения Чишминской детской школы искусств

(МАОУДОД ЧДШИ).

Разработчик программы: Хабибуллина Эльвира Саитгалиевна.

Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 10-12 лет со сроком реализации 5 лет.

Рисунок, как учебный предмет имеет неограниченные возможности для развития творческих способностей детей, для формирования эстетического вкуса и навыков реалистического отображения действительности, если опирается на содержательную программу составленную в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей.

В данной программе по рисунку положены принципы единства обучения основам изобразительной грамоты и формирования умений и навыков реалистического изображения, которые являются необходимым условием решения задачи эстетического воспитания учащихся, развития их художественного вкуса, творческих способностей.

В основу метода обучения рисунку положено рисование с натуры, поскольку в процессе непосредственного изображения у учащихся формируется необходимые умения и навыки, развиваются зрительная память и воображение, активизируется процесс эстетического восприятия окружающего.

Программный материал предусматривает последовательное освоение всех видов рисования, учитывает все многообразие проявления различных уровней художественного образа.

Изучению практического курса предшествует лекционный курс в форме «урока-беседы», в котором рассматриваются основополагающие понятия реалистического положения.

Практические занятия по рисунку направлены на решение следующих задач: изучение закономерности природы, постижение принципов и методов реалистического изображения объемной формы средствами рисунка, повышение культуры восприятия учащихся в формировании эстетических потребностей, развитие творческих способностей.

В программе значительное количество часов отводится на практические занятия по разделу «Натюрморт», поскольку освоение этого раздела необходимо для успешного рисования более сложных моделей.

В связи с переходом с четырехлетнего обучения в пятилетнее важным этапом художественного обучения является рисование портрета в различных условиях освещения, ракурсов.

При освоении курса рисунка предусмотрено максимальное использование наглядно - демонстрационного материала, что может значительно повысить эффективность занятий.

Программой определены сложность и характер постановок, время их выполнения. Но в отдельных случаях, в зависимости от уровня знаний учащихся, педагогу предоставляется право изменять их, сокращать или увеличивать, в пределах общего количества часов, отведенных учебным планом.

Программа является весьма актуальной и составлена в соответствии с

образовательным

высоким

 

программам системы дополнительного

профессионализмом и методическими

   Учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства

«Живопись»

____________________________________

Индекс Предметных областей и УП

Наименование частей, предметных областей,

УП и разделов

Общий объем времени (в часах)

Промежут. оттестация

(по полугодиям)

 

Максимальная

учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудитор­ные

занятия

Зачеты контр. уроки

Экзамены

Распределение по годам обучение

1кл

2кл

3кл

4кл

5кл

 

 

 

 

Групповые

занятия

Мелкогрупповые занятия

Индивидуальные занятия

Количество недель аудиторных занятий в год

33

33

33

33

33

Обязательная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по.01.

художественное творчество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.01.

УП.01.

РИСУНОК

990

429

-

561

-

2,4,6,10

8

3

3

3

4

4

ПО.01.

УП.02.

ЖИВОПИСЬ

924

429

-

495

-

1,3…9

2…8

3

3

3

3

3

ПО.01.

УП.03.

компОЗИЦИЯ

СТАНКОВАЯ

924

561

-

363

-

1,3…9

2…8

2

2

2

2

3

ПО.02.

история искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.02.

УП.01.

Беседы об искусстве

66

16,5

49,5

-

-

2

 

1,5

 

 

 

 

ПО.02.

УП.02.

История

Изобразительного искусства

396

198

-

198

-

4,6,8

 

 

1,5

1,5

1,5

1,5

ПО.03.

пленэрные занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.03.

УП.01.

Пленэр

112

-

-

112

-

4…10

 

 

*

(28)

*

(28)

*

(28)

*

(28)

Максимальная нагрузка

Обязательной части

3412

1633,5

1778,5

 

 

 

 

 

 

 

Колличество контрольных уроков, зачетов, экзаменов

 

 

 

 

 

22

9

 

 

 

 

 

в.00.

вариативная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.01.

Цветоведение

66

33

-

33

-

2

 

1

 

 

 

 

В.02.

Композиция

прикладная

528

198

-

330

-

2,4,6,8,10

 

2

2

2

2

2

Всего аудиторная нагрузка по двум предметным областям (обязательная часть)

 

 

 

 

 

 

 

9,5

9,5

9,5

10,5

11,5

Всего аудиторная нагрузка по двум предметным областям (обязательная часть) с учетом вариативной части

 

 

 

 

 

 

 

12,5

11,5

11,5

12,5

13,5

Максимальная нагрузка вариативной части

594

231

 

363

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части

4006

1864,5

 

2141,5

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.04.00.

Консультации

90

 

90

 

 

Годовая нагрузка в часах

К.04.01.

Рисунок

 

 

 

20

 

 

 

4

4

4

4

4

К.04.02.

Живопись

 

 

 

20

 

 

 

4

4

4

4

4

К.04.03.

Композиция

станковая

 

 

 

40

 

 

 

8

8

8

8

8

К.04.04.

Беседы об искусстве

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

К.04.05.

История

изобразительного

искусства

 

 

 

8

 

 

 

 

2

2

2

2

А.05.00.

Аттестация

Годовой объем в неделях

ПА.05.01.

Промежуточная

(экзаменационная)

4

 

 

 

 

1

1

1

1

-

ИА.05.02

Итоговая

аттестация

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ИА.05.02.01.

Композиция

станковая

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА.05.02.02.

История

изобразительного

искусства

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв учебного времени

5

 

 

 

 

1

1

1

1

1

                               

 

 

 

 

 

 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

При реализации программы «Рисунок» с 5-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1-3 классах – три часа, в 4-5 классах – 4 часа; самостоятельная работа в 1-2 классах – 2 часа, в 3-5 классах – 3 часа.

Общий объем максимальной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 5 лет составляет 990 часов, в том числе аудиторные занятия – 561 час, самостоятельная работа – 492 часа.

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

Учебный предмет «Рисунок» со сроком обучения 5 лет (программа «Живопись» со сроком обучения 5 лет)

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

График промежуточной аттестации

Всего часов

Классы

1

2

3

4

5

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Аудиторные занятия

48

51

48

51

48

51

64

68

64

68

561

Самостоятельная работа

32

34

32

34

48

51

48

51

48

51

429

Максимальная учебная нагрузка

80

85

80

85

96

102

112

119

112

119

990

Вид промежуточной аттестации

 

зачет

 

зачет

 

зачет

 

экзамен

 

зачет

 

   

 

Пояснительная записка к учебному предмету

Рисунок

 

Курс академического рисунка вместе с живописью и композицией является основополагающей частью художественного образования и эстетического воспитания будущего специалиста.

Академический рисунок изучает в школе искусств на художественном отделении в течение пяти лет.

Задача курса – изучить теоретические вопросы изобразительной грамотности и овладеть практическими умениями и навыками в области рисунка.

Обучение теоретическими основами и практическим навыкам строится в форме академических занятий. Результатом изучения рисунка должно быть прочное знание законов построения объемной трехмерной формы объекта на плоскости, моделирование формы изображаемых объектов средствами светотени, передачи глубины в пространстве средствами линейной и воздушной перспективы, а также знание конструктивного строения типичных важнейших объектов и основ пластической анатомии головы человека.

В результате изучения курса рисунка учащийся должен знать и уметь использовать: инструменты оборудования, основные техники и материалы, законы линейной перспективы; владеть навыками: профессионального изображения натуры средствами рисунка.

Процесс обучения рисунку проводится на основе глубокого изучения натуры, а также выполнения кратковременных зарисовок с натуры, по памяти, наблюдению и представлению.

Учащиеся должны рисовать, логически обосновывая построение формы в пространстве, перспективные сокращения, размещение предметов на плоскости и пространстве. Обязательным условием овладением академическим рисунком, является последовательность в работе над каждым заданием, начиная с зарисовки простейших геометрических форм, переходя затем и изучению объектов «мертвой» натуры более сложной формы, заканчивая курс рисунка изучением головы человека.

Задание по рисунку выполняются в следующей последовательности:

- эскиз-набросок небольшого размера

- компоновка изображения на листе бумаги

- пластическая характеристика главных пластических масс

- разработка деталей, подчинение их целому.

Перед выполнением каждого задания преподаватель должен четко определять задачу данной постановки.

Законченность рисунка определяется степенью решения поставленной задачи.

В процессе работы, помимо вступительных бесед, устных методических указаний, вспомогательных рисунков  на полях, преподаватель может практически помочь учащемуся, внося исправления в его рисунки и направляя дальнейший ход работы.

На занятиях по рисунку дополнительно могут быть показаны репродукции произведений мастеров реалистической школы и лучшие работы методического фонда.

На первом году обучения учащиеся используют формат А4, А3, на втором А3, на третьем, четвертом и пятом А3, А2.

Основной рабочий материал – графитный карандаш различной твердости.

Для полного уяснения формы изображаемого предмета, рисунок проводится с направленным источником света.

Кроме рисования в классе, учащиеся выполняют домашнее задание, которые педагог систематически контролирует и анализирует.

Курс рисунка предусматривает тесную связь с такими предметами, как:

- живопись

- композиция

- история искусств

- скульптура

Программа по дисциплине «Рисунок» рассчитана на 990 ч.

В том числе на аудиторные занятия 561 ч., на самостоятельную работу 429ч.

Формой контроля по дисциплине «Рисунок» в соответствии с учебным рабочим планом являются просмотры в каждом полугодии.

  

Учебно-тематический план к учебному предмету

Рисунок

 

№ п/п

Наименование раздела, тема

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

 

1 класс

 

 

 

 

 

Раздел 1.

Знакомство учащихся с дисциплиной «Рисунок».

Упражнения для рисования

 

 

 

 

1

Тема 1.1. Элементарные упражнения для рисования.

  • Упражнение на проведении различных линий.
  • Упражнения в рисовании кругов, овалов, квадрата, шестиугольника.

 

Урок-беседа.
Практические занятия.

6

 

6

2

Тема 1.2. Упражнения в штриховке.

  • Рисование простого плоского орнамента в три тона.
  • Зарисовки бытовых предметов, имеющих разный силуэт и характер.

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

26

20

6

 

Раздел 2. Знакомство учащихся с перспективой. Перспективное рисование.

 

 

 

 

3

Тема 2.1. Перспективное рисование геометрических фигур.

  • Линейный рисунок геометрических фигур, расположенных выше и ниже линии уровня глаз.

 

Урок-беседа.
Практические занятия.

9

 

9

4

Тема 2.2. Перспективное рисование геометрических гипсовых тел с введением тона.

  • Тональный рисунок гипсового цилиндра в вертикальном положении.
  • Тональный рисунок гипсового куба.
  • Тональный рисунок гипсовый шестиугольной призмы.
  • Тональный рисунок гипсового конуса.
  • Тональный рисунок гипсовой пирамиды.

 

 

 

Урок-беседа.
Практические занятия.

63

16

47

 

Раздел 3. Рисование чучела птицы.

 

 

 

 

5

Тема 3.1. Рисование чучела птицы.

  • Линейно конструктивный рисунок чучела птицы.
  • Тональный рисунок чучела птицы.
  • Линейно конструктивный рисунок чучела птицы.
  • Тональный рисунок чучела птицы.

 

 

Урок-беседа.
Практические занятия.

 

 

 

60

 

 

 

30

 

 

 

30

6

Контрольный урок

Урок

1

-

1

 

 

 

 

165

66

99

 

                           2 класс

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Рисование натюрморта.

 

 

 

 

7

Тема 4.1. Рисунок натюрморта из геометрических тел

  • Тональный рисунок натюрморта из геометрических тел

Урок-беседа.
Практические занятия.

34

20

14

8

Тема 4.2. Рисунок натюрморта из предметов быта.

  • Тональный рисунок из трех предметов быта близких по форме к геометрическим телам
  • Тональный рисунок из предметов быта и чучела птицы.

 

 

Урок-беседа.
Практические занятия.

36

6

30

9

Тема 4.3. Рисунок натюрморта из предметов быта. Контрольный натюрморт.

  • Тональный рисунок натюрморта из предметов быта.

Урок-беседа.
Практические занятия.

18

 

18

 

Раздел 5. Рисование тканей.

 

 

 

 

10

Тема 5.1. Рисование драпировки с цилиндрическими складками.

  • Тональный рисунок драпировки с цилиндрическими складками.

Урок-беседа.
Практические занятия.

22

 

    10

 

12

11

Тема 5.2. Рисование драпировки с конусообразными складками.

  • Тональный рисунок драпировки с конусообразными складками.

Урок-беседа.
Практические занятия.

22

10

12

12

Тема 5.3. Рисование драпировки со свободно образованными складками.

  • Тональный рисунок драпировки со свободно образованными складками.

Урок-беседа.
Практические занятия.

32

20

12

13

Контрольный урок

урок

1

-

1

 

 

 

 

165

66

99

 

3 класс

 

 

 

 

 

Раздел 6. Рисование натюрморта с использованием драпировок.

 

 

 

 

14

Тема 6.1. Рисунок натюрморта из предметов быта и драпировки со складками.

  • Тональный рисунок натюрморта из предметов быта и драпировки со складками.
  • Тональный рисунок натюрморта тематического и драпировки со складками.

Урок-беседа.
Практические занятия.

69

33

36

 

Раздел 7. Рисование орнаментальных форм с гипсовых слепков

 

 

 

 

15

Тем 7.1. Рисование гипсовой плиты с симметричным орнаментом.

  • Тональный рисунок гипсовой плиты с симметричным орнаментом.

Урок-беседа.
Практические занятия.

9

 

9

16

Тема 7.2. Рисование гипсовой плиты с несимметричным орнаментом.

  • Тональный рисунок гипсовой плиты с несимметричным орнаментом.

Урок-беседа.
Практические занятия.

39

30

9

17

Тема 7.3. Рисование натюрморта с гипсовым орнаментом, предметом быта и драпировкой со складками.

  • Тональный рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом, предметом быта и драпировкой со складками.
  • Тональный рисунок натюрморта тематического с гипсовым орнаментом и драпировкой со складками.
  • Тональный рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом, предметами быта и чучела птицы, на фоне драпировки со складками.

 

 

 

 

 

Урок-беседа.
Практические занятия.

80

36

44

18

Контрольный урок

Урок

1

-

1

 

 

 

 

198

99

99

 

4 класс

 

 

 

 

 

Раздел 8. Рисование интерьера

 

 

 

 

19

Тема 8.1. Рисунок интерьера в угловой перспективе.

  • Линейный рисунок интерьера с легкой проработкой собственных и падающих теней.
  • Эскизы интерьера с различных точек зрения.
  • Линейно конструктивный рисунок постановки в интерьере с введением легкого тона.
  • Тональный рисунок натюрморта тематического на фоне драпировки со складками.

 

 

 

 

Урок-беседа.
Практические занятия.

107

47

60

 

Раздел 9. Рисование головы человека

 

 

 

 

20

Тема 9.1. Копирование рисунков черепа.

  • Копирование с учебных рисунков черепа в разных поворотах. Фас.
  • Копирование с учебных рисунков черепа в разных поворотах. Профиль.
  • Копирование с учебных рисунков черепа в разных поворотах. Три четверти.

 

 

Урок-беседа.
Практические занятия.

80

32

48

21

Тема 9.2. Тональный рисунок натюрморта с черепом.

  • Тональный рисунок натюрморта с черепом, предметами быта и драпировкой со складками.

 

 

Практические занятия.

43

20

23

 

Контрольный урок

Урок

1

-

1

 

 

 

 

231

99

132

 

5 класс

 

 

 

 

22

Тема 9.3 Копирование рисунков головы человека в различных поворотах.

  • Копирование головы человека в трех положениях. Фас.
  • Копирование головы человека в трех положениях. Профиль.
  • Копирование головы человека в трех положениях. Три четверти.

 

 

Урок-беседа.
Практические занятия.

70

23

47

23

Тема 9.4. Рисунок обрубовки гипсовой головы.

  • Тональный рисунок гипсовой «обрубовочной головы»

Урок-беседа.
Практические занятия.

40

20

20

24

Тема 9.5. Рисование гипсовых слепков частей лица (нос, ухо, губы, глаз).

  • Тональный рисунок гипсовых слепков частей лица. Нос.
  • Тональный рисунок гипсовых слепков частей лица. Ухо.
  • Тональный рисунок гипсовых слепков частей лица. Губы.
  • Тональный рисунок гипсовых слепков частей лица. Глаза.

 

 

 

Урок-беседа.
Практические занятия.

88

40

48

25

  • Рисунок натюрморта на фоне драпировки со складками с включением гипсовой головы «Антиной».

Практические занятия.

32

16

16

 

Контрольный урок

Урок

1

-

1

 

 

 

  231

   99

   132

 

 

Всего:

 

 990

  429

   561

 

               

 

 

Содержание учебного предмета

«Рисунок»

 

 

1 класс

Раздел 1. Знакомство учащихся с дисциплиной «Рисунок».

Упражнения для рисования.

 

При рисовании элементарных упражнений учащийся должен знать правила посадки за мольбертом, грамотно располагать лист на мольберте, свободно выполнять приемы рисования дуг, окружностей, квадрата, шестиугольника, иметь представление о композиционном расположении рисунка на листе бумаги.

Тема 1.1. Элементарные упражнения для рисования

Практические задания

  • Упражнения на проведении различных линий (вертикальных, горизонтальных, наклонных, дугообразных) (3 ч.)
  • Упражнения в рисовании кругов, овалов, квадрата, шестиугольника (3ч.)

М: карандаш, А4

Тема 1.2. Упражнения в штриховке

Практические задания

  • Рисование простого плоскостного орнамента в три тона (3ч.)
  • Зарисовки бытовых предметов, имеющий разный силуэт и характер (3ч.)

М: карандаш, А3

Самостоятельная работа.

Задание 1. Упражнение в штриховке.

Раздел 2. Перспективное рисование.

Знакомство учащихся с перспективой.

 

При перспективном рисовании учащийся должен знать правила посадки за мольбертом, грамотно располагать лист на мольберте, оперировать понятиями «перспектива», «воздушная и линейная перспектива», «угловая и фронтальная перспектива», «линия горизонта», «точка схода», уметь грамотно пользоваться приемами перспективного рисования геометрических фигур и тел на картинной плоскости, иметь представления о композиционном расположении рисунка на листе бумаги.

Тема 2.1. Перспективное рисование квадрата, шестиугольника, круга.

Практические задания

  • Линейный рисунок геометрических фигур, расположенных выше и ниже линии горизонта (9ч)

М: карандаш, А3

Тема 2.2. Перспективное рисование куба, цилиндра, шара, призмы

Практические задания

  • Линейно конструктивный рисунок каркаса куба (2ч.)
  • Тональный рисунок гипсового цилиндра в вертикальном положении (9ч)
  • Тональный рисунок гипсового куба (9ч)
  • Тональный рисунок гипсовой шестиугольной призмы (9ч)
  • Тональный рисунок гипсового конуса (9ч)
  • Тональный рисунок гипсовой пирамиды (9ч)

М: карандаш, А3

Самостоятельная работа.

Задание 1. Линейный рисунок коробок с различных точек зрения.

Задание 2. Линейный рисунок банки в горизонтальном и вертикальном положении

Раздел 3. Рисование чучела птицы.

 

 

При рисовании чучела птицы учащиеся должны найти сходство тела птицы с геометрическими телами (туловище - яйцевидное, голова – шар, клюв – конус, шея – цилиндр). Строить объемные формы и связывать их между собой, а не просто срисовывать контур птицы. Сравнивание пропорциональных отношений указанных частей, их пространственного положения. Детальный анализ места перехода одной формы в другую. Очень важно наблюдение особенности строения отдельных участков объемной формы (клюв, глаз). Выявить особенности оперения.

Тема 3.1. Рисование чучела птицы.

Практическое задание

 

  • Линейно конструктивный рисунок чучела птицы (сорока) (6ч).
  • Тональный рисунок чучела птицы (сорока) (9ч).
  • Линейно конструктивный рисунок чучела птицы (утка) (6ч).
  • Тональный рисунок чучела птицы (утка) (9ч).

М: карандаш, А3. 4 работы.

Самостоятельная работа

Контрольный урок

(1 час)

Задание 1. Выполнить наброски птиц с натуры.

Задание 2. Выполнить наброски фигуры человека.

 

Всего 99 ч.

(3ч. в нед.)

2 класс

Раздел 4. Рисование натюрморта.

 

 

В работе с натюрмортом учащийся должен грамотно скомпоновать натюрморт, определить его местоположение  в пространстве, передавать пропорции и характер предметов, соподчинять главное и второстепенное, пользоваться средством линейной и воздушной перспективы, уметь «лепить» форму предмета в пространстве средствами светотени, иметь представление о тоне, применять его, уметь передавать материальность предметов.

 

Тема 4.1. Рисунок натюрморта из геометрических тел

Практическое задание

 

  • Тональный рисунок натюрморта из геометрических тел (14 ч)

М: карандаш, А2

Самостоятельная работа

 

Задание 1. Тональный рисунок натюрморта (2 предмета в основе лежат простые геометрически тела)

Тема 4.2. Рисунок натюрморта из предметов быта

Практическое задание

  • Тональный рисунок из трех предметов быта близких по форме к геометрическим телам (крынка, сито, ящик) (15ч)
  • Тональный рисунок из предметов быта и чучела птицы (15ч)

М: карандаш, А2

 

Самостоятельная работа

 

Задание 1. Тональный рисунок натюрморта (3 предмета)

Тема 4.3. Рисунок натюрморта из предметов быта. Контрольный натюрморт.

Практическое задание

  • Тональный рисунок натюрморта из предметов быта (18ч)

М: карандаш, А2

 

Раздел 5. Рисование тканей.

 

В работе над рисунком тканей учащийся должен грамотно закомпоновать рисунок, определить местоположение в пространстве, передавать пропорции и характер тканей, соподчинять главное и второстепенное, пользоваться средствами линейной и воздушной перспективы, уметь «лепить» форму складок в пространстве средствами светотени, иметь представление о тоне, применять его, уметь передавать материальность тканей, характер складок.

 

Тема 5.1. Рисование драпировки с цилиндрическими складками

Практическое задание

 

  • Тональный рисунок драпировки с цилиндрическими складками (12ч)

М: карандаш, А3

 

Самостоятельная работа

 

Задание 1. Тональный рисунок драпировки с цилиндрическими складками

Тема 5.2. Тональный рисунок драпировки с конусообразными складками

Практическое задание

 

  • Тональный рисунок драпировки с конусообразными складками (12ч)

М: карандаш, А3

 

Самостоятельная работа

 

Задание 1. Тональный рисунок драпировки с конусообразными складками

Тема 5.3. Рисование драпировки со свободно образованными складками

Практическое задание

 

  • Тональный рисунок драпировки с конусообразными складками (12ч.)

М: карандаш, А3

Самостоятельная работа

Контрольный урок

(1 час)

Задание 1. Тональный рисунок драпировки с конусообразными складками

К

 

Всего 99 ч.

(3ч. в нед.)

 

                        3 класс

Раздел 6. Рисование натюрморта с использованием драпировок.

В работе над натюрмортом учащийся должен грамотно скомпоновать натюрморт, определить его местоположение в пространстве, передавать пропорции и характер предметов, соподчинять главное и второстепенное, пользоваться средствами светотени, иметь представление о тоне, применять его, уметь передать материальность предметов, характер складок.

 

Тема 6.1. Рисунок натюрморта из предметов быта и драпировки со складками

Практическое задание

  • Тональный рисунок натюрморта из предметов быта и драпировки со складками (18ч)

М: карандаш, А2

  • Тональный рисунок натюрморта тематического и драпировки со складками (18ч)

М: карандаш, А2

 

Раздел 7. Рисование орнаментальных форм с гипсовых слепков.

 

При рисовании архитектурных деталей учащийся должен уметь рисовать сложную форму симметричного и ассиметричного орнамента, передавать выразительность пластической формы, соподчинять главное и второстепенное, иметь представление о ракурсе, иметь понятие о парных формах, выработать навыки изображения формы штрихом. Понятие «орнамент». Разновидности орнамента. Состав и свойства орнамента. Движение и ритм в орнаменте. Изучение форм орнаментов, характер и движения, членения, масштабность. Особенности рисования орнамента. Этапы рисования рисунка гипсовой плиты с симметричным орнаментом. Особенности композиционного размещения и линейно-перспективное построение гипсовой плиты с симметричным орнаментом. Тоновой масштаб и тоновые отношения в рисунке орнамента.

 

Тем 7.1. Рисование гипсовой плиты с симметричным орнаментом

Практическое задание

  • Тональный рисунок гипсовой плиты с симметричным орнаментом (9ч)

М: карандаш, А2

 

Тема 7.2. Рисование гипсовой плиты с несимметричным орнаментом

Практическое задание

 

  • Тональный рисунок гипсовой плиты с несимметричным орнаментом. (9ч)

М: карандаш, А2

Самостоятельная работа

 

Задание 1. Тональный рисунок натюрморта из предметов быта и драпировки со складками

Тема 7.3. Рисование натюрморта с гипсовым орнаментом, предметом быта и драпировкой со складками

Практическое задание

  • Тональный рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом, предметом быта и драпировкой со складками (12ч).
  • Тональный рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом, предметами быта и чучела птицы, на фоне драпировки (14ч).
  • Тональный рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом, предметами быта и чучела птицы, на фоне драпировки со складками (18ч)

М: карандаш, А2

Контрольный урок

(1 час)

 

 

 

Всего 99 ч.

(3 ч. в нед.)

 

 

4 класс

Раздел 8. Рисование интерьера

 

При перспективном рисовании учащийся должен знать правила перспективного рисования интерьера, оперироваться понятиями «перспектива», «воздушная и линейная перспектива»,  «угловая и фронтальная перспектива», «линия горизонта», «точка схода», уметь грамотно пользоваться приемами перспективного рисования интерьера, иметь представления о композиционно расположении рисунка на листе бумаги. Понятие «интерьера». Законы и приемы построения угловой перспективы. Основные особенности рисования интерьера в угловой перспективе. Выполнение предварительных эскизов с различных точек зрения. Этапы выполнения рисунка. Особенности композиции, передачи плавности, пространства и освещения. Рисовать лучше небольшой участок комнаты.

 

Тема 8.1. Рисунок интерьера в угловой перспективе.

Практическая работа

  • Линейный рисунок интерьера с легкой проработкой собственных и падающих теней (16 ч)

      М: карандаш, А2

  • Эскизы интерьера с различных точек зрения (12ч)

       М: карандаш, А3

  • Линейно конструктивный рисунок постановки в интерьере с введением легкого тона (16ч)

      М: карандаш, А2

  • Тональный рисунок натюрморта тематического на фоне драпировки со складками (16ч)

      М: карандаш, А2

 

Самостоятельная работа.

Задание 1. Рисование интерьера комнаты в угловой перспективе.

Раздел 9. Рисование головы человека

 

При рисовании головы человека учащийся должен знать законы изображения головы и этапность построения изображения на плоскости листа, уметь использовать в практической работе сведения пластической анатомии и специфические особенности техники различных графических материалов (карандаш, уголь, соус). Анализ анатомического строения черепа. Конструктивное понимание черепа. Использование в рисунке геометризации. Особенности приема копирования. Сложные поверхности следует расчленить на отдельные участки, более или менее приближающиеся к плоскостям. Рисунок приобретает несколько граненный вид, что не совсем соответствует натуре, но такой способ очень помогает изучению формы, приобретая твердые знания в области рисунка.

 

Тема 9.1. Копирование рисунков черепа

Практическая работа

  • Копирование с учебных рисунков черепа в разных поворотах. Фас. (16ч)
  • Копирование с учебных рисунков черепа в разных поворотах. Профиль. (16ч)
  • Копирование с учебных рисунков черепа в разных поворотах. Три четверти. (16ч)

      М: карандаш, А3

Самостоятельная работа.

 

Задание 1. Выполнение набросков фигуры человека карандашом

Тема 9.2. Тональный рисунок натюрморта с черепом

Практическая работа

  • Тональный рисунок натюрморта с черепом, предметами быта и драпировкой со складками (23 ч)

      М: карандаш, А3

 

Самостоятельная работа.

Задание 1. Выполнение тональных набросков фигуры человека.

Контрольный урок

(1 час)

 

 

 

 

 

Всего 132 ч.

(4 ч. в нед.)

5 класс

 

Тема 9.3 Копирование рисунков головы человека в различных поворотах

Практическая работа

  • Копирование головы человека в трех положениях. Фас. (15ч.)
  • Копирование головы человека в трех положениях. Профиль. (16ч.)
  • Копирование головы человека в трех положениях. Три четверти. (16ч.)

      М: карандаш, А3

 

Самостоятельная работа.

Задание 1. Выполнение набросков фигуры человека в технике гризайль

 

Тема 9.4. Рисунок обрубовки гипсовой головы

 

Рисованию головы живой модели предшествует работа над рисунком головы с гипсового слепка, так называемая «оборудованная модель». В такой модели наиболее полно и обобщенно представлены главные, существенные плоскости

 

Практическая работа

  • Тональный рисунок гипсовой «оборудованной головы» (освещение сверху, спереди) (20ч)

      М: карандаш, А3

 

Самостоятельная работа.

 

Задание 1 . Выполнение набросков фигуры человека фломастером.

Тема 9.5. Рисование гипсовых слепков частей лица (нос, ухо, губы, глаз).

 

Практическая работа

  • Тональный рисунок гипсовых слепков частей лица. Нос. (12ч.)
  • Тональный рисунок гипсовых слепков частей лица. Ухо. (12ч.)
  • Тональный рисунок гипсовых слепков частей лица. Губы. (12ч.)
  • Тональный рисунок гипсовых слепков частей лица. Глаза. (12ч.)

      М: карандаш, А4

 

Самостоятельная работа.

Задание 1. Выполнение зарисовок с натуры губы, глаза, нос, ухо.

Задание 2. Выполнение набросков фигуры человека углём.

 

  • Рисунок натюрморта на фоне драпировки со складками с включением гипсовой головы «Антиной». (16ч.)

       М: карандаш, А2        

Контрольный урок

(1 час)

 

 

Всего 132 ч.

(4ч. в нед.)

 

 

 

 

 

 

 

 

   Требования к уровню подготовки обучающихся к учебному предмету

Рисунок

 

Основные задачи курса дисциплины «Рисунок»

  1. Грамотное расположение листа бумаги для рисования
  2. Грамотно выбран масштаб изображения, т.е. отношение размеров изображении и размеров листа бумаги.
  3. Правильно передана форма изображаемого объекта.
  4. Относительно правильно переданы в рисунке пропорции изображаемого предмета или группы предметов.
  5. Грамотно найдена и нарисована граница света и теней (собственных и падающих).
  6. Грамотно выполнен линейный объем изображаемого предмета или группы предметов.
  7. Относительно правильно передан светотеневой объем.
  8. Грамотно светотеневой проработка в рисунке группы предметов: блик, свет, переход от света к тени, собственная тень, рефлекс, падающая тень.
  9. Грамотная штриховка теней к рисунку.
  10. Грамотная передача объема изображаемого предмета
  11. Относительно правильная передача материальности изображаемого объекта.

 

В конце первого года обучения учащихся должна знать:

-          Ключевые слова («форма», «пропорции», «симметрия», «светотень», «конструкция формы», «тональные отношения»);

-          Выразительные  средства рисунка – линия, штрих, пятно;

-          Элементарные правила линейной и воздушной перспективы;

-          Правила работы за мольбертом.

Уметь:

-       Правильно выбирать место относительно натуры;

-       Располагать лист по отношению к глазу рисующего;

-       Выбирать формат с учетом характера постановки или особенности задания;

-       Композиционно располагать изображение на листе;

-       «считывать» общий силуэт изображения;

-       Передавать в рисунке пропорции и симметричность формы с помощью измерений пропорциональных отношений натуры и использовать в работе вспомогательные построения;

-       Применять в рисунке правила линейной и воздушной перспективы;

-       Выявлять объем простых форм с помощью светотени;

-       Анализировать конструкцию простых форм;

-       Передавать тональные отношения натуры;

-       Последовательно вести работу;

-       На основе натуры находить выразительный ассоциативный образ.

 

В конце второго года обучения учащиеся должны знать:

-     Ключевые слова: «композиция в рисунке», «движение формы», «опорные точки», «фактура»;

-     Этапы компоновки фигуры в рисунке;

-     Назначение видоискателя;

-     Назначение предварительных композиционных зарисовок;

-     Точка зрения относительно натуры и формат – это средство создания художественного образа в рисунке

Уметь:

-     Пользоваться видоискателем при выборе точки зрения и формата;

-     Использовать предварительные зарисовки в работе над рисунком;

-     Передавать в рисунке конструкцию формы;

-     Владеть первоначальными навыками передачи пропорции;

-     Выявлять в рисунке фактуру изображаемых предметов.

 

В конце третьего года обучения учащиеся должны знать:

-     Ключевые слова: «цельность формы», «образное решение»;

-     Способы выявления пространственного положения объемной формы в рисунке;

Уметь:

-     Уметь выбирать объект изображения с учетом выразительности и содержательности рисунка, цельно воспринимать и воспроизводить форму в рисунке;

-     Владеть навыками линейно-конструктивного построения формы с учетом перспективного сокращения;

-     Анализировать и моделировать образующими сложную форму;

-     Передавать графическими средствами фактурные свойства предметов;

-     Выявлять глубину пространства в рисунке с помощью средств линейной и световоздушной перспективы

 

В конце четвертого года обучения учащиеся должны знать:

-     Главное и второстепенное в рисунке, настроение и художественный образ в рисунке.

Уметь:

-     Самостоятельно определять элементы прекрасного в предметах и явлениях действительности;

-     Передавать в рисунке свое эмоциональное отношение к предметам и явлениям окружающего мира;

-     Изображать  с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы, натюрморты;

-     Точно передавать пропорции, конструкцию,

-     Пространственное положение, тональные отношения, перспективные сокращения формы изображаемых предметов в рисунках с натуры и на темы;

-     Применять различные средства выразительности (законченность композиции, контрасты, светотень, насыщенность тона);

-     Композиционно решать лист;

-     Сознательно пользоваться приемами линейной и воздушной перспективы;

-     «ставить» предметы на плоскость.

 

В конце пятого года обучении учащиеся должны знать:

-     Этапность построения изображения на плоскости листа;

-     Знать законы изображения головы человека специфические особенности техники различных графических материалов;

-     Особенности приема копирования.

Уметь:

-     Последовательно вести длительную постановку;

-     Передавать пространство средствами светотени;

-     Передавать материалы и фактуру предмета;

-     Выявлять главное и второстепенное в рисунке;

-     Уметь обобщать;

-     В набросках выявлять самое характерное;

-     Выразительно решать постановки, стараясь передать их эмоциональное состояние;

-     Использовать в практической работе сведения пластической анатомии;

-     Находить опорные, конструктивные точки и вспомогательные линии.

 

 

 Формы и методы контроля, система оценок к учебному предмету Рисунок

 

Учебный предмет «Рисунок» предусматривает систему контроля в виде зачетов в 1, 2, 3, 5 – х классах и экзамена в 4 –м классе.

  • Зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени)
  • Экзамен – творческий просмотр (проводится внеаудиторное время)

Оценки по учебному предмету «Рисунок» «5» бальные

Критерии оценки учебных работ по учебному предмету «Рисунок»

  1. Предварительный анализ постановки.
  2. Выбор формата листа и точки зрения.
  3. Композиционное размещение изображения на листе бумаги.
  4. Передача характера формы предметов и их пропорции.
  5. Конструктивный анализ формы предметов и их драпировки.
  6. Выявление объема предметов и драпировки, посредством светотени.
  7. Детальная прорисовка формы предметов.
  8. Подведение итогов работы над рисунком. Достижение цельности, оригинальности, выразительности.

 

Оценка «5» выставляется в случае выполнения всех предъявляемых требований по всем разделам.

 

Оценка «4» выставляется при выполнении предъявляемых требований с небольшими замечаниями.

 

Оценка «3» выставляется при слабом выполнении предъявляемых требований с большими замечаниями.

 

 Список используемой литературы У. П. Рисунок

  1. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. Учебник. - М.:

Эксмо, 2014

  1. Основы техники рисования. Художественная школа. - М.: Эксмо, 2014
  2. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. - М.,2007
  3. Стен Смит. Рисунок. Полный курс. - М., 2002
  4. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки. - М., 2004
  5. Джованни Чиварди. Пластическая анатомия человеческого тела. - М.,

2002

  1. Гордон Л. Рисунок. Техника рисования головы человека. - М., 2005
  2. Джованни Чиварди. Рисунок. - М.,2002
  3. Ричард Бокс. Основы техники рисунка. - М.,2004

10. Ю.Мильборн А. Как научиться рисовать животных .- М. ,2002

  1. 11.  И.Диккинс Р. Как научиться рисовать лица. - М., 2002

12.Беда Г. В. Оновы изобразительной грамоты. - М., 1989

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поиск по сайту