Календарь

<< < Октябрь 2015 > >>
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 29 30 31  

Сведения об образовательной организации

Авторизация

ДПОП Пленэр

Дополнительная предпрофессиональная

общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства
Учебный предмет



Пленэр
 

 

 Разработчик(и)-Хабибуллина Эльвира Саитгалиевна-преподователь

 

Рецензент-Турьянова Нурия Валинуровна, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства ФГБОУ ВПО БГПУ им.М.Акмуллы, отличник образования РФ

 

Учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства

«Живопись»

____________________________________

Индекс Предметных областей и УП

Наименование частей, предметных областей,

УП и разделов

Общий объем времени (в часах)

Промежут. оттестация

(по полугодиям)

 

Максимальная

учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудитор­ные

занятия

Зачеты контр. уроки

Экзамены

Распределение по годам обучение

1кл

2кл

3кл

4кл

5кл

 

 

 

 

Групповые

занятия

Мелкогрупповые занятия

Индивидуальные занятия

Количество недель аудиторных занятий в год

33

33

33

33

33

Обязательная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по.01.

художественное творчество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.01.

УП.01.

РИСУНОК

990

429

-

561

-

2,4,6,10

8

3

3

3

4

4

ПО.01.

УП.02.

ЖИВОПИСЬ

924

429

-

495

-

1,3…9

2…8

3

3

3

3

3

ПО.01.

УП.03.

компОЗИЦИЯ

СТАНКОВАЯ

924

561

-

363

-

1,3…9

2…8

2

2

2

2

3

ПО.02.

история искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.02.

УП.01.

Беседы об искусстве

66

16,5

49,5

-

-

2

 

1,5

 

 

 

 

ПО.02.

УП.02.

История

Изобразительного искусства

396

198

-

198

-

4,6,8

 

 

1,5

1,5

1,5

1,5

ПО.03.

пленэрные занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.03.

УП.01.

Пленэр

112

-

-

112

-

4…10

 

 

*

(28)

*

(28)

*

(28)

*

(28)

Максимальная нагрузка

Обязательной части

3412

1633,5

1778,5

 

 

 

 

 

 

 

Колличество контрольных уроков, зачетов, экзаменов

 

 

 

 

 

22

9

 

 

 

 

 

в.00.

вариативная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.01.

Цветоведение

66

33

-

33

-

2

 

1

 

 

 

 

В.02.

Композиция

прикладная

528

198

-

330

-

2,4,6,8,10

 

2

2

2

2

2

В.03.

СКУЛЬПТУРА

495

165

-

330

-

2,4,6,8,10

 

2

2

2

2

2

Всего аудиторная нагрузка по двум предметным областям (обязательная часть)

 

 

 

 

 

 

 

9,5

9,5

9,5

10,5

11,5

Всего аудиторная нагрузка по двум предметным областям (обязательная часть) с учетом вариативной части

 

 

 

 

 

 

 

14,5

13,5

13,5

14,5

15,5

Максимальная нагрузка вариативной части

1089

396

 

693

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части

4501

2029,5

 

2471,5

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.04.00.

Консультации

90

 

90

 

 

Годовая нагрузка в часах

К.04.01.

Рисунок

 

 

 

20

 

 

 

4

4

4

4

4

К.04.02.

Живопись

 

 

 

20

 

 

 

4

4

4

4

4

К.04.03.

Композиция

станковая

 

 

 

40

 

 

 

8

8

8

8

8

К.04.04.

Беседы об искусстве

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

К.04.05.

История

изобразительного

искусства

 

 

 

8

 

 

 

 

2

2

2

2

А.05.00.

Аттестация

Годовой объем в неделях

ПА.05.01.

Промежуточная

(экзаменационная)

4

 

 

 

 

1

1

1

1

-

ИА.05.02

Итоговая

аттестация

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ИА.05.02.01.

Композиция

станковая

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА.05.02.02.

История

изобразительного

искусства

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв учебного времени

5

 

 

 

 

1

1

1

1

1

 

 

 

                   

Бюджет времени в неделях

 

Классы

Аудиторные занятия, в том числе промежуточная аттестация в виде зачетов и контрольных уроков

Промежуточная аттестация

(экзамиенационная)

Резерв учебного времени

Пленэр

Итоговая аттестация

Каникулы

Всего

I

33

1

1

-

 

17

52

II

33

1

1

1

 

16

52

III

33

1

1

1

 

16

52

IV

33

1

1

1

 

16

52

V

33

-

1

-

2

4

40

Итого:

165

4

5

3

2

69

248

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

На дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области изобразительного искусства (пленэр) для учащихся художественного отделения Чишминской детской школы искусств

 

Разработчик программы: Хабибуллина Эльвира Саитгалиевна.

Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 10-12 лет со сроком реализации 5 лет.

Программа «Пленэр» предусматривает активную работу учащихся в условиях природы и производства.

Главной целью в программе является закрепление и углубление знаний и навыков по живописи, рисунку, композиции; развитие творческой активности учащихся, их художественных потребностей и эстетического вкуса в изобразительной деятельности на природе.

В программе важнейшим условием обучения работе на пленэре являются наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов.

Большое внимание автором уделяется, особенно в начале, изучению малых форм: травы, кустарников, цветов, камней, коры деревьев и т.д.

Далее предусмотрены задания, в которых ставится цель изучить и передать основные живописно-пластические свойства деталей пейзажа, общие формы объектов природы.

Каждое задание предполагает совершенствование у учащихся пространственного видения и овладение навыками передачи пространственных и цветовых изменений на пленэре.

Программа так же предусматривает изучение взаимосвязи между линейной и воздушной перспективой при изображении архитектурных объектов средствами рисунка и живописи.

Большое внимание уделяется овладению основными приемами изображения животных и птиц.

Важная роль в программе отводится изучению методов и приемов передачи движения в изобразительном искусстве, овладению навыками

быстрого изображения человека, выявлению в этюдах с натуры, в набросках характерных сюжетных сцен из окружающей действительности.

Система практических упражнений, включающая различные виды учебной работы, направлена на развитие творческих способностей детей.

              В программе разработаны требования к уровню подготовки учащихся, формы и методы контроля.

Программа обеспечена необходимым учебно-методическим комплексом.

система педагога соответствует целям и направлению совр    ^изобразительного

 

 

 

 

 

 

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

При реализации программы «Пленэр» с 5-летним сроком обучения: аудиторные занятия со 2 по 5 классах по 28 часов в год.

Общий объем максимальной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Пленэр» со сроком обучения 5 лет составляет 112 часов.

 

 

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Классы

Всего часов

2

3

4

5

Полугодия

3

4

5

6

7

8

9

10

Практические занятия

(количество часов в год)

28

28

28

28

112

Промежуточная аттестация

 

 

Т.п.

 

Т.п.

 

 

Т.п.

 

 

Т.п.

 

 

Максимальная учебная нагрузка

28

28

28

28

112

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка к учебному предмету

Пленэр

 

Пленэр (от французского – «на открытом воздухе») – правдивое отображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося под открытым небом, при активном влиянии воздушного пространства и света солнца.

Практическая работа по курсу «Пленэр» является неотъемлемой частью процесса обучения в детской художественной школе и в школах искусств.

Изображение окружающей действительности с учетом воздействия на натуру световоздушной перспективы и естественного освещения – сложнейшие задачи для учащихся, верное решение которых требует от них серьёзных навыков по всем творческим дисциплинам. Пленэр, опираясь на полученные знания и навыки по предметам рисунок, живопись, композиция, помогает совершенствовать и развивать технические способы работы в этих дисциплинах.

Работа на открытом воздухе большей частью связана с выполнением этюдов и зарисовок пейзажных мотивов, их малыми и монументальными формами. Учащиеся, изучая объекты живой природы, получают богатый материал в виде накапливающихся визуальных впечатлений от натуры. У них постепенно возникает потребность в созерцании и неторопливом любовании природой. Становятся достойными их внимания неповторимые очертания облаков и теплый свет вечернего солнца, затейливый рисунок переплетающихся ветвей дуба и легкое кружево стройной березы, малый пруд, бесконечные дали.

На пленэре дети осваивают профессиональные особенности в работе над пейзажем, решают поставленную педагогом задачу, учатся выбору мотива, грамотной компоновке и последовательности при выполнении упражнения, с учетом осваиваемых материалов и дополнительных технических средств, применяемых в изобразительном искусстве.

Учащиеся знакомятся с историей возникновения и основными этапами развития пленэра, как важной части в европейском и русском изобразительном искусстве, изучают главные особенности этого вида живописи.

Учащиеся приобретают навык различать и сопоставлять между собой основные элементы в пейзаже, видеть его композицию.

Используя изученные в течении года положения о цвете (цветовой круг, приемы смешения цветов, основные виды контрастов, законы гармонии цвета, насыщенности и цветового  тона), находят конкретный цветовой строй главных элементов в пейзаже, применяя при этом метод локальной живописи (в начале обучения) с постепенным усложнением ее цветового содержания.

Учатся находить нужное композиционное решение с учетом выбираемого формата и особенности мотива.

Выполняют с натуры несложные графические зарисовки, применяя известные из курса 1 класса методы художественной выразительности рисунка (линия, штрих, пятно), учитывая так же, композиционное размещение изображаемого в формате.

С первого дня работы на открытом воздухе необходимо прививать учащимся умение правильно, интересно с композиционной и живописной точек зрения выбирать натурный объект с учетом поставленной перед ними задачи. Преподаватель знакомит детей с приемами и методами нахождения выразительной композиции изображаемого в формате, учит увязывать выбираемый формат с характерными особенностями натуры. Возможно использования видоискателя.

Учащиеся должны быть ознакомлены с самым необходимым оборудованием для работы на пленэре, с материалами и инструментами.

Возможно использования небольших этюдников. Занятия дополняются беседами о наиболее ярких моментах в истории возникновения и развития пленэра в изобразительно искусстве, просмотрам и анализом работ художников.

Курс пленэра начинается со 2 класса. Занятия пленэром могут проводиться рассредоточено в различные периоды учебного года. Объем учебного времени, отводимого на занятия пленэром: 2-5 классы – по 28 часов в год.

Цели и задачи учебного предмета

- закрепление и расширение знаний по живописи на пленэре, выработка умений сознательно применять их в самостоятельной творческой работе.

Задания по живописи и по рисунку на пленэре способствуют развитию следующих способностей учащихся:

- воспринимать натуру в крупно масштабном трехмерном пространстве, а ее изображение в двухмерном пространстве на плоскости;

- целостного восприятия натуры с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности;

- умение выдерживать тональный и цветовой масштаб;

- моторной координации – умению быстро и точно координировать положение глаз, рук и пальцев в процессе оптимальных по скорости и точных движений;

- творческое воображение.

  

Учебно-тематический план к учебному предмету

Пленэр

 

№ п/п

Наименование раздела, тема

Вид учебного занятия

Общий объем времени

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Практические

 занятия

 

2 класс

 

 

 

 

 

1

Детали пейзажа

 

 

 

 

 

  • Контурные зарисовки и этюды без фона трав, цветов
  • Зарисовки и этюды лесной растительности
  • Зарисовки и этюды листьев различных пород деревьев
  • Этюды деталей рельефа
  • Этюды облаков

Урок-диспут.

Практические занятия.

2

 

1

1

 

2

4

 

2

 

1

1

 

2

4

2

Мир животных

 

 

 

 

 

  • Зарисовки и этюды с натуры птиц и животных

Урок-диспут.

Практические

       занятия.  

4

 

4

3

Состояние в пейзаже

 

 

 

 

 

 

 

  • Краткосрочные этюды несложных мотивов пейзажа
  • Краткосрочные этюды одного и того же мотива пейзажа в разное время дня

Урок-диспут.

Практические занятия.

3

 

3

 

3

 

3

4

Архитектурные мотивы

 

 

 

 

 

 

  • Зарисовки деревянных элементов архитектурных построек
  • Зарисовки кованных элементов архитектурных построек

Урок-диспут.

Практические занятия.

2

 

2

 

2

 

2

5

Выполнение композиций на тему «Пейзаж родной природы»

Урок-диспут.

Практические занятия.

4

 

4

 

3 класс

 

 

 

 

 

6

Состояние в пейзаже

 

 

 

 

 

 

  • Серия этюдов с натуры в условиях быстроменяющихся состояний природы
  • Этюд пейзажа с открытой глубиной пространства и несложным рельефом местности
  • Краткосрочные этюды одного и того же мотива пейзажа в разном цветовом состоянии световоздушной среды

Урок-лекция,

Практические занятия.

4

 

1

 

 

2

 

4

 

1

 

 

2

7

Транспорт и техника

 

 

 

 

 

  • Зарисовки и этюды с натуры транспортных средств

Урок-диспут.

Практические занятия.

4

 

4

8

 

Передача глубины пространства

 

 

 

 

 

  • Зарисовки улиц с несложными строениями вдоль нее

Урок-диспут.

Практические занятия.

4

 

4

9

Пейзаж с введением «зеркального» отражения в водоеме

 

 

 

 

 

  • Этюды стоящей воды с камнями и травой
  • Этюды с бегущей водой

Урок-диспут.

Практические занятия.

2

2

 

2

2

10

Пейзаж с введением сельских построек

 

 

 

 

 

  • Зарисовки и этюды пейзажа с ведением  сельских построек (домиков, двориков, сараев, бань)

Урок-диспут.

Практические занятия.

3

 

3

11

Выполнение композиции на тему «Мое село»

Урок-диспут.

Практические занятия.

6

 

6

 

4 класс

 

 

 

 

 

12

Состояние в пейзаже

 

 

 

 

 

  • Длительный этюд пейзажа с открытой глубиной пространства и сложным рельефом
  • Краткосрочные этюды разных мотивов пейзажа в разном цветовом состоянии световоздушной среды

Урок-диспут.

Практические занятия.

3

 

3

 

3

 

3

13

Индустриальный пейзаж

 

 

 

 

 

  • Зарисовки и этюды новостроек в сочетании со строительной техникой
  • Зарисовки и этюды мотивов с включением на дальних планах промышленных или сельскохозяйственных сооружений

Урок-диспут.

Практические занятия.

4

 

2

 

4

 

2

14

Человек в природе

 

 

 

 

 

  • Зарисовки и этюды фигуры человека в природе
  • Зарисовки и этюды отдельной фигуры в профессиональной среде

Урок-диспут.

Практические

     занятия.  

4

 

4

 

4

 

4

15

Архитектурные мотивы

 

 

 

 

 

  • Зарисовки и этюды архитектурных мотивов (с разных точек зрения), (гризайль)

Урок-диспут.

Практические занятия.

2

 

2

16

Выполнение композиции на тему «Индустрия моего поселка»

Урок-диспут.

Практические занятия.

6

 

6

 

5 класс

 

 

 

 

 

17

Человек в природе

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Зарисовки и этюды двух-трех фигур илидом
  • Зарисовки и этюды движущихся, не позирующих фигур людей
  • Длительный этюд фигуры человека в природе

Урок-диспут.

Практические занятия.

6

 

4

 

2

 

6

 

4

 

2

18

Городской пейзаж

 

 

 

 

 

  • Зарисовки и этюды городского пейзажа с включением группы людей на ближних планах

Урок-диспут.

Практические

     занятия.

4

 

4

19

Состояние в пейзаже

 

 

 

 

 

  • Длительный этюд пейзажа со сложным рельефом в разное время суток

Урок-диспут.

Практические занятия.

4

 

4

20

Выполнение сюжетной композиции на тему: «Созидательный труд людей», «Образ современника»

Урок-диспут.

Практические занятия.

8

 

8

 

 

 

112

 

112

 

Содержание учебного предмета

Пленэр

 

Основные задачи: Знакомство с историей возникновения и основными этапами развития плен эра. Продолжение освоения технических возможностей художественного материала.

Сравнительный анализ особенностей природных форм. Умение видеть и изображать цветом и графическим материалом характерные особенности пород деревьев (лиственные, хвойные). Выявление общей формы лесных объектов. Закрепление знаний линейной и воздушной перспективы. Тональная связь планов в пленэрной живописи. Построение цветового строя этюда. Наблюдение натуры и различие в ней характерного и существенного. Формирование привычки чередовать работу с натуры, по памяти, по представлению и по воображению. Овладение основными приемами изображения птиц и животных. Знакомство со световой средой и светотеневой лепкой формы в условиях пленэрного освещения. Умение цельно воспринимать объекты пейзажа и находить большие цветовые отношения в определенном фоновом и цветовом масштабе.

Выявление  линий, тоном и цветом характерных особенностей определенного типа рельефа (равнинного, холмистого, горного). Выявление основных живописно-пластических свойств деталей пейзажа.

 

2 класс

Детали пейзажа

Теоретический курс:

 

 

 

 

 

 

Практические задания:

    Пластические и структурные особенности различных растений.

     Подмечание характерных особенностей: изгибы веток, фактуры,       

     ответвление. Своеобразие стеблей листьев и их привязки к веткам,

     силуэт.Природный ритм и пластика. Строение цветов и плодов, их

      форма, окраска, расположение, размер. «Симметрия» и «асимме

      трия»,модульность. Форма облаков, их освещенность.

 

  •     Контурные зарисовки и этюды без фона трав, цветов.

        М: карандаш, аквар.кр., А4, 3 работы (2ч.)

  • Зарисовки и этюды лесной растительности.
    М: карандаш, аквар.кр., А4, 2 работы (1ч)
  • Зарисовки и этюды листьев различных пород деревьев.
    М: карандаш, аквар.кр., А4, 2 работы (1ч.)
  • Этюды деталей рельефа (обрывы, овраги, скалы, осыпи).
    М:  аквар.кр., А4, 2 работы (2ч)
  • Этюды облаков .
    М:  аквар.кр., А3, 2 работы (4ч)

 

Мир животных

Теоретический курс:

 

  Нахождение характерного, выразительного. Форма, строение, ана

  томия  животного, повадки. Основные части скелета: череп,позво

  ночник, конечности. Сложная система оперенья у птиц.Разнообра

  зие мимики («благородство» у лошади, «степенность» у быка.)

  

Практические задания:

  • Зарисовки и этюды с натуры птиц и животных
    М: карандаш, тушь, гел.ручка, фломастер, гуашь,  А4, 4 работы.

Состояние в пейзаже

Теоретический курс:              Обобщенность. Цветовой строй этюда. Освещение, тональность.

                                                    Отношения между элементами пейзажа (земля, вода, небо).

 

Практические задания:

  • Краткосрочные этюды несложных мотивов пейзажа (выделение в композиции главного элемента пейзажа).
    М:  гуашь, аквар.кр., А4, 2 работы (3ч)
  • Краткосрочные этюды одного и того же мотива пейзажа в разное время дня (утро, полдень, вечер) .
    М:  гуашь, аквар.кр., А4, 3 работы (3ч)

 

Архитектурные мотивы

Теоретический курс:              Орнамент, как одна из древнейших форм изобразительной дея

                                                    тельности человека. Структура орнамента, значение орнамента.

                                                    Форма, конструкция, силуэт. Ритм, симметрия, покой, движение.

                                                    Разбивание мотива на простые геометрические формы.

                                                   

Практические задания:

  • Зарисовки деревянных элементов архитектурных построек (ставни, ворота, резьба на наличниках). Выявление характерных особенностей построек средствами графики, с применением различных приемов и способов нанесения линий, пятен, штриховки.
    М:  графитный карандаш, тушь, кисть, А4, 2 работы (2ч)
  • Зарисовки кованных элементов архитектурных построек (ворота, козырьки, заборы, скамейки).
    М:  графитный карандаш, гел.ручка, А4, 2 работы (2ч)

 

Выполнение композиций на тему «Пейзаж родной природы»

Теоретический курс:              Линейная, световоздушная перспектива, линия горизонта. Согла

                                                    сованность и соподчиненность всех элементов композиции,

                                                    композиционный центр. Разбор произведений знаменитых худож

                                                    ников (А.К.Саврасова, И.И.Левитана, И.И.Шишкина, Н.К.Рериха,

                                                    К.Моне, П.Сезанна, В.Ван Гога).

  

Практические задания:

  • Создание композиции на основе всего предшествующего материала.1 работа, А3, худ. материал на выбор(4ч.)

 

Всего 28 ч.

3 класс

Основные задачи

 

Закрепление полученных знаний и навыков.  Более углубленная работа над цветовыми и тональными отношениями. Работа над передачей пространства в пейзаже. Влияние условий освещения на изменение цвета в натуре. Использование новых мотивов в пейзаже. Совершенствование навыков в графических техниках.

Совершенствование зрительной памяти, образного представления, воображения.

 

Состояние в пейзаже

Теоретический курс:              Световоздушная перспектива. Освещенность и тональность при

                                                    различном состоянии природы (в пасмурный день, солнечный

                                                    день, закат, восход).

                                                   

Практические задания:

  • Серия этюдов с натуры в условиях быстроменяющихся состояний природы (облачная погода, солнечная, туман, пасмурная, ветреная)
    М:  аквар.кр., А3, 3 работы (4ч)
  • Этюд пейзажа с открытой глубиной пространства и несложным рельефом местности. Земля  – небо (высокий уровень зрения).
    М:  аквар.кр., А4, 1 работа (1ч)
  • Краткосрочные этюды одного и того же мотива пейзажа в разном цветовом состоянии световоздушной среды
    М:  аквар.кр., А4, 2 работы (2ч)

Транспорт и техника

Теоретический курс:              Особенности строения транспорта. Вспомогательные геометри

                                                    ческие фигуры при рисовании транспорта. Состовляющие авто

                                                    мобиля.

                                                    

 

Практические задания:

  • Зарисовки и этюды с натуры транспортных средств (автомобили, автобусы, железнодорожные составы, различные строительные машины, производственные техники).
    М:  аквар.кр., цветные карандаши, гел.ручка, графитный карандаш, А4, 3 работы (4ч)

Передача глубины пространства

Теоретический курс:              Линейная и световоздушная перспектива. Дороги, тропы, берега

                                                    рек находящиеся на переднем плане картины уведут взгляд к

                                                    среднему и дальнему планам. Роль травы, волн, теней .Направ

                                                    ление штриховки при передачи глубины пространства.

 

Практические задания:

  • Зарисовки улиц с несложными строениями вдоль нее. Закрепление правил построения линейной перспективы и воздушной перспективы (улицы поселка, тротуары, площади, аллеи, тропинки)
    М:  цветные карандаши, гел.ручка, графитный карандаш, А4, 2 работы (4ч)

 

Пейзаж с введением «зеркального» отражения в водоеме

Теоретический курс:              Тональные отношения в отражениях. Светлые предметы-темнее,

                                                    границы и детали менее четкие. Передача плоскости воды. Отра

                                                    жения при легких волнах.

 

Практические задания:

  • Этюды стоящей воды с камнями и травой.
    М:  акв.кр, гуашь, А4, 1 работа (2ч)
  • Этюды с бегущей водой.
    М:  акв.кр, гуашь, А4, 1работа (2ч)

Пейзаж с введением сельских построек

Теоретический курс:             Линейная и световоздушная перспектива. Пропорции. Композици

                                                   онное решение. Передача атмосферы сельской местности. Добав

                                                   ление ярких элементов сельской жизни: колодец, скамейка, рассох

                                                   ший забор.

                                                   

Практические задания:

  • Зарисовки и этюды пейзажа с ведением  сельских построек (домиков, двориков, сараев, бань).
    М:  цветные карандаши, акв.кр., гуашь, гел.ручка, графитный карандаш, А4, 2 работы (3ч)

Выполнение композиции на тему «Мое село»

Теоретический курс:              Линейная и световоздушная перспектива. Прорисовка переднего

                                                    плана и обобщенность дальнего плана. Передача настроения.

Практические задания:

 

  • Создание композиции на основе всего предшествующего материала.

М:  материал на выбор, А3, 1 работа (6ч)

 

Всего 28 ч.

4 класс

Основные задачи

 

Более углубленное изучение живописного решения пейзажа. Взаимосвязь архитектуры с окружающей средой. Совершенствование зрительной памяти. Выявление в быстрых этюдах фигуры человека, его характерных особенностей. Сочетание в пейзаже архитектурных мотивов, техники, фигуры человека. Выявление гармонии, пропорции, ритма. Выявление характерных особенностей окружающей местности. Развитие творческой самостоятельности в выборе мотива и сюжета, точки зрения, формата листа. Закрепление знаний законов линейной и воздушной перспективы. Тональная связь планов в пленэрной живописи. Совершенствование способностей зрительного восприятия перспективной четкости и глубины пространства в пейзаже.

 

Состояние в пейзаже

Теоретический курс:              Цветовая насыщенность в разное время суток. Цветовой строй

                                                    этюда. Колористическая соподчиненность. Цветовая гармония.

 

Практические задания:

  • Длительный этюд пейзажа с открытой глубиной пространства и сложным рельефом.
    М:  акв.кр., А3, 1 работа (3ч)
  • Краткосрочные этюды разных мотивов пейзажа в разном цветовом состоянии световоздушной среды.
    М:  акв.кр., А4, 2 работы(3ч)

 

Индустриальный пейзаж

Теоретический курс:              Линейная и световоздушная перспектива. Выбор мотива. Главное

                                                    и второстепенное в композиции. Технический прогресс. Возмож

                                                    ности науки. Величие строек.

 

Практические задания:

  • Зарисовки и этюды новостроек в сочетании со строительной техникой.
    М:  графитный карандаш, гел.ручка, цветные карандаши, акв.кр., гуашь, , А3, 2 работы (4ч)
  • Зарисовки и этюды мотивов с включением на дальних планах промышленных или сельскохозяйственных сооружений.
    М:  графитный карандаш, гел.ручка, цветные карандаши, акв.кр., гуашь, , А3, 2 работы (2ч)

Человек в природе

Теоретический курс:           Пропорции фигуры человека. Характер сюжетных сцен. Вырази

                                                    тельность поз, жестов, мимики. Цветовая гармония.

 

Практические задания:

  • Зарисовки и этюды фигуры человека в природе.
    М:  акв.кр., графитный карандаш, гел.ручка, цветные карандаши, А4, 2 работы (4ч)
  • Зарисовки и этюды отдельной фигуры в профессиональной среде.
    М:  акв.кр., графитный карандаш, гел.ручка, цветные карандаши, А4, 2 работы (4ч)
  •  

Архитектурные мотивы

Теоретический курс:              Пропорции, ритм, движение, покой. Выявление линий тоном и

                                                    цветом. Соблюдение законов композиции.

 

Практические задания:

  • Зарисовки и этюды архитектурных мотивов с разных точек зрения (гризайль).
    Ритмы вертикали и горизонтали. Необычные ракурсы. Взгляд снизу.
    М:  акв.кр.,  А4, 1 работа (2ч)

Выполнение композиции на тему «Индустрия моего поселка»

Теоретический курс:              Нестандартные ракурсы.Соблюдение законов композиции. Коло

                                                    ристическая соподчиненность.

 

Практические задания:

 

  • Создание композиции на основе всего предшествующего материала.

М:  материал на выбор, А3, 1 работа (6ч)

 

Всего 28 ч.

5 класс

Соблюдение законов композиции в учебном этюде. Особенности работы над сюжетным этюдом. Зрительная убедительность, цветовое единство и согласованность, образная выразительность.

Умение находить в природе состояния характерные для изображаемого времени года. Изумение методов и приемов передачи движения в изобразительном искусстве. Овладение навыками быстрого изображения человека в процессе труда методом отношений.

Выражение пластики фигур а пленэре. Выявление в этюде характерных сюжетных сцен из окружающей действительности. Развитие чувства единства изобразительности и выразительности в рисунке и живописи. Дальнейшее обогащение знаний, умений и навыков по живописи, рисунку и композиции в условиях пленэрного освещения.

 

Человек в природе

Теоретический курс:              Общая силуэтность фигуры к фону. Индивидуальная характерис

                                                    тика фигуры. Передача движения. Взаимоотношение освещенных

                                                    и теневых масс между собой и их отношение к фону.

 

Практические задания:

  • Зарисовки и этюды двух-трех фигур или группы людей, занятых совместным трудом.
    М:  акв.кр., гуашь, графитный карандаш, гел.ручка, цветные карандаши, тушь, А4, 2 работы (6ч)
  • Зарисовки и этюды движущихся, не позирующих фигур людей.
    М:  акв.кр., гуашь, графитный карандаш, гел.ручка, цветные карандаши, А4, 2 работы(4ч)
  • Длительный этюд фигуры человека в природе.
    М:  акв.кр.,  А4, 1 работа (2ч)

Городской пейзаж

Теоретический курс:               Линейная и световоздушная перспектива. Линия горизонта.

                                                     Распределение светотени на поверхности форм. Упрощение

                                                     элементов пейзажа до геометрических форм. Прорисовка перед

                                                     него плана,обобщение дальнего.Передача тоном фактуры стен

                                                     домов, дороги. Включение в пейзаж фигуры человека.

 

Практические задания:

  • Зарисовки и этюды городского пляжа с включением группы людей на ближних планах.
    М:  акв.кр., гуашь, графитный карандаш, цветные карандаши, А3, 2 работы (4ч)

Состояние в пейзаже

Теоретический курс:                Цветовой строй этюда. Тональность. Избегание «ядовитости»,

                                                      пестроты или черноты этюда.

 

Практические задания:

  • Длительный этюд пейзажа со сложным рельефом в разное время суток.
    М:  акв.кр.,  А3, 1 работа (4ч)

Выполнение сюжетной композиции на тему: «Созидательный труд людей», «Образ современника»

Теоретический курс:               Композиционное решение. Главное и второстепенное в компо

                                                     зиции. Цветовой и тоновой строй. Соблюдение всех законов

                                                     и правил композиции. Индивидуальный подход. Выразитель

                                                     ность.

 

Практические задания:

 

  • Создание композиции на основе всего предшествующего материала.
    М:  материал на выбор, А3, 1 работа (8ч)

 

Всего 28 ч.

     

 

 

 

 Требования к уровню подготовки учащихся

Учебный предмет

Пленэр

 

Приобретение следующих знаний:

 

А) Умения

- умение воспринимать натуру в крупномасштабном, трехмерном пространстве, а ее изображение – в двухмерном пространстве на плоскости.

- умение воспринимать натуру целостно, с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности.

- умение воспринимать тепло-холодные отношения и оттенки в зависимости от освещения, среды, пространственного удаления планов.

- умение применять на практике законов цветоведения, линейной и воздушной перспективы.

- умение сравнивать цвета натуры в их сочетаниях по цветовому фону, светлоте, насыщенности, исходя из особенностей пейзажной живописи.

- применение при исполнении этюдов метода работы большими цветовыми и тональными отношениями, выдерживая общий тонально-цветовой масштаб.

- умение создавать выразительные композиционно-цветовые решения в этюдах с натуры и по памяти, а так же создавать художественные образы в самостоятельных работах, выполняемых на основе глубокого изучения явлений природы.

- использование этюдов пленэра наряду с набросками и зарисовками в графике, в цвете, как основной, подготовительный материал к текущим учебным заданиям, в том числе по композиции.

 

Б) Знания

- понятие «пленэр», его характеристика

- виды пейзажа

- понятие «этюд», «эскиз», «зарисовки»

- понятие «пейзаж-картина»

- понятие «детали архитектуры»

- особенности природных условий

- основ воздушной перспективы

- основ линейных перспектив

 

Формы и методы контроля

Учебный предмет

Пленэр

 

Программа предусматривает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости подразумевает выставление оценок за каждое задание («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).  Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров учебных работ учащихся в конце пленэра с выставлением оценок. Просмотры проводятся за счет аудиторного времени.

Критерии оценок

Оценка 5 («отлично») предполагает:

 - грамотную компоновку в листе;

- точный и аккуратно выполненный подготовительный рисунок (при работе с цветом);

- соблюдение правильной последовательности ведения работы;

- свободное владение линией, штрихом, тоном, передачей цвета;

- свободное владение передачей тональных и цветовых отношений с учетом световоздушной среды;

 - грамотная передача пропорций и объемов предметов в пространстве;

- грамотное использование выразительных особенностей применяемых материалов и техник;

- цельность восприятия изображаемого, умение обобщать работу;

 - самостоятельное выявление и устранение недочетов в работе.

Оценка 4 («хорошо»)  предполагает:

 - небольшие неточности в компоновке и подготовительном рисунке;

 - неумение самостоятельно выявлять недочеты в работе, но самостоятельно исправлять ошибки при указании на них;

 - незначительные недочеты в тональном и цветовом решении;

 - недостаточная моделировка объемной формы;

 - незначительные ошибки в передаче пространственных планов.

Оценка 3 («удовлетворительно») предполагает:

 - существенные ошибки, допущенные при компоновке;

 - грубые нарушения пропорций, перспективы при выполнении рисунка;

 - грубые ошибки в тональных отношениях;

 - серьезные ошибки в колористическом и цветовом решении;

 - небрежность, неаккуратность в работе, неумение довести работу до завершенности;

 - неумение самостоятельно выявлять и исправлять недочеты в работе.

 Методическое обеспечение учебного процесса

Предложенные в настоящей программе темы заданий следует рассматривать как рекомендательные. Педагог должен исходить из конкретных условий работы с натуры. В ходе планирования учебных задач обязательным моментом является четкое определение целей задания. Педагог в словесной форме объясняет детям, как достичь данной цели. Предлагается следующая схема этапов выполнения заданий:

  1. Анализ решения подобных тем и сюжетов в произведениях художников-классиков и в работах учащихся (из методического фонда).
  2. Выбор точки зрения.
  3. Выбор формата изображения.
  4. Определение пропорций, движения и характера пространственных планов.
  5. Проработка деталей композиционного центра.
  6. Передача больших тоновых и цветовых отношений.
  7. Обобщенная моделировка объемной формы, выявление градаций светотени с учетом воздушной перспективы.
  8. Подчинение всех частей изображения целому.

Преподавателю рекомендуется как можно чаще проводить «мастер-классы» для учащихся. Для успешного изучения нового учебного материала желательно в конце занятий проводить обсуждение успехов и неудач в группе.

Средства обучения

- материальные: индивидуальные художественные принадлежности,  натюрмортный фонд;

- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учащихся, иллюстрации;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

  Список используемой литературы У. П. Пленэр

1.    Мильборн А. Как научить рисовать животных. - М.: ООО Издательство «Росмен - Пресс», 2012

2.Мольцмен С. Пейзаж. Техника рисования. - Минск.: 2011

3.Чиварди Д. Рисунок. Пейзаж. - М.: Издательство Эксмо- пресс, 2012

4.Уильям Ф. Пауэлл. Разберемся в цветовой гамме. - М.: АСТ Астель,2014

 

Поиск по сайту