Календарь

<< < Октябрь 2015 > >>
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 29 30 31  

Сведения об образовательной организации

Авторизация

ДПОП Композиция

 

Дополнительная предпрофессиональная

общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства
Учебный предмет



 
Композиция прикладная

(5лет)

Рецензент-Турьянова Нурия Валинуровна, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства ФГБОУ ВПО БГПУ им.М.Акмуллы, отличник образования РФ

 

 

Учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в областиизобразительного искусства

«Живопись»

____________________________________

Индекс Предметных областей и УП

Наименование частей, предметных областей,

УП и разделов

Общий объем времени (в часах)

Промежут. оттестация

(по полугодиям)

 

Максимальная

учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудитор­ные

занятия

Зачеты контр. уроки

Экзамены

Распределение по годам обучение

1кл

2кл

3кл

4кл

5кл

 

 

 

 

Групповые

занятия

Мелкогрупповые занятия

Индивидуальные занятия

Количество недель аудиторных занятий в год

33

33

33

33

33

Обязательная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по.01.

художественное творчество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.01.

УП.01.

РИСУНОК

990

429

-

561

-

2,4,6,10

8

3

3

3

4

4

ПО.01.

УП.02.

ЖИВОПИСЬ

924

429

-

495

-

1,3…9

2…8

3

3

3

3

3

ПО.01.

УП.03.

компОЗИЦИЯ

СТАНКОВАЯ

924

561

-

363

-

1,3…9

2…8

2

2

2

2

3

ПО.02.

история искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.02.

УП.01.

Беседы об искусстве

66

16,5

49,5

-

-

2

 

1,5

 

 

 

 

ПО.02.

УП.02.

История

Изобразительного искусства

396

198

-

198

-

4,6,8

 

 

1,5

1,5

1,5

1,5

ПО.03.

пленэрные занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.03.

УП.01.

Пленэр

112

-

-

112

-

4…10

 

 

*

(28)

*

(28)

*

(28)

*

(28)

Максимальная нагрузка

Обязательной части

3412

1633,5

1778,5

 

 

 

 

 

 

 

Колличество контрольных уроков, зачетов, экзаменов

 

 

 

 

 

22

9

 

 

 

 

 

в.00.

вариативная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.01.

Цветоведение

66

33

-

33

-

2

 

1

 

 

 

 

В.02.

Композиция

прикладная

528

198

-

330

-

2,4,6,8,10

 

2

2

2

2

2

В.03.

Скульптура

495

165

-

330

-

2,4,6,8,10

 

2

2

2

2

2

Всего аудиторная нагрузка по двум предметным областям (обязательная часть)

 

 

 

 

 

 

 

9,5

9,5

9,5

10,5

11,5

Всего аудиторная нагрузка по двум предметным областям (обязательная часть) с учетом вариативной части

 

 

 

 

 

 

 

12,5

11,5

11,5

12,5

13,5

Максимальная нагрузка вариативной части

594

231

 

363

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части

4006

1864,5

 

2141,5

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.04.00.

Консультации

90

 

90

 

 

Годовая нагрузка в часах

К.04.01.

Рисунок

 

 

 

20

 

 

 

4

4

4

4

4

К.04.02.

Живопись

 

 

 

20

 

 

 

4

4

4

4

4

К.04.03.

Композиция

станковая

 

 

 

40

 

 

 

8

8

8

8

8

К.04.04.

Беседы об искусстве

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

К.04.05.

История

изобразительного

искусства

 

 

 

8

 

 

 

 

2

2

2

2

А.05.00.

Аттестация

Годовой объем в неделях

ПА.05.01.

Промежуточная

(экзаменационная)

4

 

 

 

 

1

1

1

1

-

ИА.05.02

Итоговая

аттестация

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ИА.05.02.01.

Композиция

станковая

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА.05.02.02.

История

изобразительного

искусства

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв учебного времени

5

 

 

 

 

1

1

1

1

1

                               

  

                                                    Бюжет времени в неделях

Классы

Аудиторные занятия, в том

числе промежуточная аттестация в виде зачетов и контрольных уроков

Промежуточная аттестация (экзамиенационная)

Резерв учебного времени

Пленэр

Итоговая аттестация

Каникулы

Всего

I

33

1

1

-

 

17

52

II

33

1

1

1

 

16

52

III

33

1

1

1

 

16

52

IV

33

1

1

1

 

16

52

V

33

-

1

-

2

4

40

Итого:

165

4

5

3

2

69

248

 

 

  РЕЦЕНЗИЯ

На дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области изобразительного искусства (композиция прикладная) для учащихся художественного отделения Детской школы искусств 

Разработчик программы: Хабибуллина Эльвира Саитгалиевна.

Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 10-12 лет со сроком реализации 5 лет.

Содержание программы по композиции прикладной позволяет учащимся ознакомиться с народным искусством, национальными традициями и выработанными народом формами эстетического отношения к миру.

Кроме того изучение данной дисциплины способствует развитию художественно-образного мышления учащихся, приобщает их к активному творческому труду, активизирует единый процесс трудового и эстетического воспитания.

Изучение приемов художественной обработки различных материалов (растения, ракушки, гравий, бечевка, лоза, береста, соломка, глина, дерево, металл, кость, стекло, пух, шерсть и т.д), выработанных на протяжении многих столетий народными художниками, решение декоративного изделия с учетом национальных традиций своего региона, открывает широкое поле деятельности для творчески мыслящего педагога.

Автор предполагает изучение различных техник: коллаж, художественная обработка дерева, металла, камня, кости, стекла, художественная керамика, глиняная игрущка, лаковая миниатюра, вышивка, кружевоплетение, пуховязание, ковроткачество, народная кукла, художественный войлок, художественная роспись.

Курс «Композиция прикладная» включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть содержит материал по народному декоративно-прикладному искусству, основным художественным центрам и художественным промыслам, краткую характеристику их изделий и выразительных средств. Практическая часть делится на аудиторную и самостоятельную.

Учебный предмет предусматривает промежуточную систему контроля в форме просмотров, оценки рефератов и текстов сообщений.

Экзамен запланирован на конец курса.

Методическое обеспечение учебного процесса соответствует современным требованиям.

Реализуя данную про5фамму, автор добивается высокой результативности в образовательной й воспитательной деятельности.

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

При реализации программы «Композиция прикладная» с 5-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1-5 классах – два часа в неделю.

Общий объем максимальной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Композиция прикладная» со сроком обучения 5 лет составляет 528 часов, в том числе аудиторные занятия – 330 час, самостоятельная работа – 198 часа.

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

Учебный предмет «Композиция прикладная» со сроком обучения 5 лет (программа «Живопись» со сроком обучения 5 лет)

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

График промежуточной аттестации

Всего часов

Классы

1

2

3

4

5

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Аудиторные занятия

32

34

32

34

32

34

32

34

32

34

330

Самостоятельная работа

18

22

18

22

18

22

18

22

18

20

198

Максимальная учебная нагрузка

50

56

50

56

50

56

50

56

50

54

528

Вид промежуточной аттестации

 

зачет

 

зачет

 

зачет

 

зачет

 

зачет

 

 

Пояснительная записка к учебному предмету

Композиция прикладная

 

Декоративно-прикладное искусство является одним из фактором гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Цель обучения на занятиях по декоративно-прикладному искусству – формирование знаний учащихся в области народного и декоративно-прикладного искусства путем их знакомства с историей создания и развитием исторически сложившихся художественных центров, творчеством мастеров и ведущих художников. Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих работ. Учащиеся знакомятся с произведениями народного и декоративно-прикладного искусства.

Программа направлена на сохранение живого наследия народа.

Цели и задачи учебного предмета

- формирование эстетической культуры, развитие творчески активной личности;

- знакомство с народным искусством и традиционными народными промыслами;

- освоение знаний традиционных стилевых особенностей того или иного промысла.

В процессе работы учащихся выполняют конспекты лекций, зарисовки, выполняют практические работы по копированию с образцов, фрагментов изделий ОПИ.

В конце курса проводится экзамен по подготовительным вопросам.

Для самостоятельной работы учащимся предлагается выполнение рефератов на тему предусмотренную программой или предложенную самим учащимся.

Программа рассчитана на 330 аудиторных часа.

Самостоятельная работа - 198  часа.

Максимальная учебная нагрузка – 528 часа.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – мелкогрупповая.

 

 Учебно-тематический план к учебному предмету

Композиция прикладная

 

№ п/п

Наименование раздела, тема

Вид учебного занятия

Общий объем времени

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

 

1 класс

Введение.

Знакомство с учебным предметом

 

Урок-беседа.

1

 

1

 

Раздел 1. Коллаж.

 

 

 

 

1

Тема 1.1. Фитоколлаж

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

14

8

6

2

Тема 1.2. Коллаж из бумаги

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

14

8

6

 

Раздел 2. Художественная обработка дерева

 

 

 

 

3

Тема 2.1. Произведения с росписью по дереву

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

35

10

25

4

Тема 2.2. Матрешки

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

36

10

26

 

Раздел 3. Художественные изделия из лозы, бересты, соломки

 

 

 

 

5

Тема 3.1. Народные промыслы изделия из лозы, бересты, соломки

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

6

4

2

 

 

 

106

40

66

 

2 класс

Раздел 4. Художественная керамика

 

 

 

 

6

Тема 4.1. Гжель - старейший центр русского народного керамического искусства

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

14

6

8

7

Тема 4.2. Скопинская керамика ее особенности

Урок-лекция.

4

2

2

8

Тема 4.3. Балхарская керамика

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

10

4

6

 

Раздел 5. Глиняная игрушка

 

 

 

 

9

Тема 5.1. Особенности игрушек. Характерные приемы в росписи

Урок-беседа.

Практические занятия.

4

2

2

10

Тема 5.2. Дымковская игрушка

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

8

2

6

11

Тема 5.3. Каргопольская игрушка

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

10

4

6

12

Тема 5.4. Филимоновская игрушка

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

10

4

6

13

Тема 5.5. Абашевская игрушка

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

10

4

6

14

Тема 5.6. Жбаниковская игрушка

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

10

4

6

 

Раздел 6. Художественная обработка металла

 

 

 

 

15

6.1. История промысла, его истоки и традиции, ассортимент

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

4

2

2

 

Раздел 7. Художественная обработка камня

 

 

 

 

16

Тема 7.1. Художественная обработка камня. Художественные изделия из камня

Урок-лекция.

4

2

2

17

Тема 7.2. Художественная обработка кости и рога. Художественные изделия из кожи и рога.

Урок-лекция.

6

2

4

 

Раздел 8. Художественные лаки

 

 

 

 

18

Тема 8.1. Старейшие центры лаковой миниатюры (Федоскино, Палех).

Урок-лекция.

6

2

4

19

Тема 8.2. Жостово. Железные лакированные подносы

Урок-беседа.

Практические занятия.

6

 

6

 

 

 

106

40

66

 

 

3 класс

Раздел 9. Искусство стеклоделия

 

 

 

 

20

Тема 9.1. Художественное стекло. Ведущие стекольные заводы России

Урок-лекция.

4

 

4

 

Раздел 10. Народная вышивка

 

 

 

 

21

Тема 10.1. Возникновение вышивки. Колорит вышивки. Разнообразие народной вышивки (Крестецкая, Горьковская, Рязанская, Калужская, Владимирская, Мстерская, Ивановская)

Урок-беседа.

Практические занятия.

16

8

8

 

Раздел 11. Кружевоплетение и пуховязание

 

 

 

 

22

Тема 11.1. Техника выполнения. Мотивы орнамента. Оренбургский пуховый промысел

Урок-беседа.

Практические занятия.

16

8

8

 

Раздел 12. Ручное ковроткачество

 

 

 

 

23

Тема 12.1. Техника изготовления ковров. Ворсовые и безворсовые ковры

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

18

10

8

24

Тема 12.2. Башкирский ковер

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

18

10

8

 

Раздел 13. Народная кукла

 

 

 

 

25

Тема 13.1. История возникновения куклы

Урок-лекция.

8

4

4

26

Тема 13.2. Типы кукол по назначению

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

26

 

26

 

 

 

106

40

66

 

4 класс

Раздел 14. Художественный войлок

 

 

 

 

27

Тема 14.1. Понятие «Художественный войлок». Цели и задачи. Межпредметные связи

Урок-лекция.

16

10

6

28

Тема 14.2. История Древнего ремесла «войлок». Войлочные ковры народов Росси и ближнего зарубежья.

Урок-лекция.

13

7

6

29

Тема 14.3. Материалы и инструменты для работ. Виды шерсти и ее свойства. Способы обработки шерсти

Урок-лекция.

6

 

6

30

Тема 14.4. Творческий поиск: разрабатывание эскизов. Решение образа.

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

16

 

16

31

Тема 14.5. Традиционно валенный войлок «вваливание изображения»

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

30

10

20

32

Тема 14.6. Нетрадиционный валенный войлок «Комбинированная техника»

Урок-беседа.

Практические занятия.

23

13

10

33

Тема 14.7. Хранение художественного войлока. Организация экспозиции

Урок-беседа.

Практические занятия.

2

 

2

 

 

 

106

40

66

 

5 класс

Раздел 15. Художественная роспись тканей

 

 

 

 

34

Тема 15.1. Искусство набойки Павловского Посада

Урок-лекция.

 

16

10

6

35

Тема 15.2. Художественная роспись ткани (холодный, горячий батик). Свободная роспись, аэрография

Урок-лекция.

 

21

15

6

36

Тема 15.3. Творческий поиск: разрабатывание эскизов, решение образа

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

38

13

25

37

Тема 15.4. Изготовление холодного и горячего батика

 

Урок-беседа.

Практические занятия.

29

 

29

 

 

 

104

38

66.

 

 

 

 528

 198

 330

             

 

Содержание учебного  предмета

Композиция прикладная

1 класс

 

Введение.  Знакомство с учебным предметом.

Теоретический курс:

  1. Традиция – основополагающая категория народного искусства, определяющая его развитие
  2. Понятие народный промысел
  3. Понятие «народный мастер»

 

Раздел 1. Коллаж.

 

Тема 1.1. Фитоколлаж

Теоретический курс:

  1. Понятие «коллаж»
  2. Виды коллажа
  3. Используемые материалы в коллаже

 

Практические задания:

  • Подбор материала
  • Подготовка фона
  • Наклеивание материала (ракушки, перья, бечевка, гравий, цветы, листья, кора, семена, ветки, мох) на основу
  • Оформление завершенной работы

 

Самостоятельная работа.

Сбор  природного материала для фитоколлажа

 

Тема 1.2. Коллаж  из бумаги

Теоретический курс:

  1. Используемые материалы в коллаже
  2. Понятие «фотоколлаж»

 

Практические задания:

 

 

Самостоятельная работа.

  • Подбор материала
  • Подбор фона
  • Наклеивание материала
  • Оформление завершенной работы

 Сбор  материала для фотоколлажа.

Раздел 2. Художественная обработка дерева

 

Тема 2.1. Произведения с росписью по дереву

Теоретический курс:

  1. Основные виды и промыслы по обработке дерева
  2. Игрушка деревни Богородская
  3. Абрамцево - Кудринская резьба по дереву
  4. Произведения с росписью по дереву

 

Практические задания:

 

 

 

 

Самостоятельна работа.

  • Подбор материала
  • Выполнение основных элементов росписи по дереву (хохлома, Городец, Полохов-Майдан, Северодвинские росписи) на бумаге
  • Выполнение эскиза росписи для разделочной доски
  • Роспись изделия (разделочная деревянная доска) по выполненным эскизам

Работа с литературой

Тема 2.2. Матрешки. Различие в форме и декора

Теоретический курс:

  1. Виды Матрешек. Их различие
  2. Сергиевская, Семеновская, Мериновская, Полховская матрешка

Практические задания:

 

Самостоятельная работа.

  • Изготовление матрешки из папье-маше
  • Выполнение эскиза росписи матрешки
  • Перенос эскиза на объемную форму

Сбор подготовительного материала

Раздел 3. Художественные изделия из лозы, бересты, соломки

 

Тема 3.1. Народные промыслы изделия из лозы, бересты, сломки

Теоретический курс:

  1. Народные промыслы по обработке бересты (Архангельск, Вологда)
  2. Плетения из лозы и бересты

 

Практические задания:

Самостоятельная работа.

  • Копирование фрагментов изделий из бересты

 

Работа с литературой

 

 

                                                                       Всего: 66 ч. (2 ч. в нед.)

2 класс

Раздел 4. Художественная керамика

 

Тема 4.1. Гжель – старейший центр русского народного керамического искусства

Теоретический курс:

  1. Гжель – старейший центр русского народного керамического искусства

 

Практические задания:

Самостоятельная работа.

  • Выполнение «Виньетки» в стиле гжельской росписи.

 

Выполнение текста-сообщения на тему «Искусство и история Гжели»

Тема 4.2. Скопинская керамика ее особенности

Теоретический курс:

 

Самостоятельная работа.

  1. Скопинская керамика и ее особенности (скульптурный декор, глазурь)

Работа с литературой

Тема 4.3. Балхарская керамика

Теоретический курс:

  1. Балхарская керамика и ее особенности

 

Практические задания:

Самостоятельная работа.

  • Роспись глиняной формы балхарским узором

 

Сбор подготовительного материала в виде открыток, иллюстраций, фотографий

 

Раздел 5. Глиняная игрушка

 

Тема 5.1. Особенности игрушек. Характерные приемы в росписи

Теоретический курс:

 

Самостоятельная работа.

  1. Знакомство с особенностями народных игрушек
  2. Характерные приемы в росписи

Выполнение эскиза глиняной игрушки

Тема 5.2. Дымковская игрушка

Теоретический курс:

 

 

Практические задания:

Самостоятельная работа.

  1. Истоки искусства
  2. Характерные особенности росписи Дымковской игрушки

 

  • Роспись глиняной игрушки в дымковском стиле

 

Подбор различных приспособлений и материалов

 

Тема 5.3. Каргопольская игрушка

Теоретический курс:

 

 

Практические задания:

Самостоятельная работа.

  1. Истоки искусства
  2. Характерные особенности росписи Каргопольской игрушки

 

  • Роспись глиняной игрушки в каргопольском стиле

 

Работа с литературой

Тема 5.4. Филимоновская игрушка

Теоретический курс:

 

 

Практические задания:

Самостоятельная работа.

  1. Истоки искусства
  2. Характерные особенности росписи Филимоновской игрушки

 

  • Роспись глиняной игрушки в филимонском стиле

 

Выполнение эскиза глиняной игрушки

Тема 5.5. Абашевская игрушка

Теоретический курс:

 

 

Практические задания:

Самостоятельная работа.

  1. Истоки искусства
  2. Характерные особенности росписи Абашевской игрушки

 

  • Роспись глиняной игрушки в абашевском стиле

 

Работа с литературой

Тема 5.6. Жбаниковская игрушка

Теоретический курс:

 

 

Практические задания:

Самостоятельная работа.

  1. Истоки искусства
  2. Характерные особенности росписи Жбаниковской игрушки

 

  • Роспись глиняной игрушки в жбаниковском стиле

 

Работа с иллюстративным материалом

 

Раздел 6. Художественная обработка металла

 

Тема 6.1. История промысла, ее истоки и традиции, ассортимент

Теоретический курс:

  1. Серебро с чернью Великого Устнега. Выразительность силуэта, декоративность рисунка, тонкость и изящество линии.
  2. Кубачи – ювелирный центр Дагестана
  3. Златоустовская гравюра не металле
  4. Ростовская финифть. Предметы церковного обихода, портретная миниатюра, женские украшения
  5. Производство холодного оружия. Технические приемы декорирования, травление, насечка золотом, серебром, воронение
  6. Каслинское чугунное литье. История промысла.

Практические задания:

  • Копирование фрагментов изделий из металла

Самостоятельная работа.

Работа с литературой

Раздел 7. Художественная обработка камня

 

Тема 7.1. Художественная обработка камня. Художественные изделия из камня.

Теоретический курс:

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

  1. Специфика материалов
  2. Развитие уральского промысла по художественной обработке камня
  3. Центры по изготовлению изделий: Кунгур, Борнуково
  4. Каменная анималистика на промыслах
  5. Тувинская резьба по камню

Работа с иллюстративным материалом

Тема 7.2. Художественная обработка кости и рога. Художественные изделия из кости и рога

Теоретический курс:

  1. Традиции в обработке кости в России. Холмогоры, Тобольск, Чукотка, Хотьково – центры костерезного искусства

 

Самостоятельная работа.

 

Выполнение  реферата на тему «История развития и технология традиций в обработке кости и рога»

Раздел 8. Художественные лаки

 

Тема 8.1. Старейшие центры лаковой миниатюры

Теоретический курс:

  1. Федоскино. История промысла и его традиции. Письмо «по сквозному», «по плотному» - два вида федоскиной масляной живописи.
  2. Характер мстерского пейзажа.
  3. Жанровые миниатюры Холуя

 

Самостоятельная работа .

 

Работа с литературой

Тема 8.2. Жостово. Железные лакированные подносы

Теоретический курс:

 

Практические задания:

  1. Жостово.История промысла и его традиции.
  2. Характер жостовской росписи
  • Копирование элементов жостовской росписи

 

                                                                Всего: 66 ч. (2 ч. в нед.)

3 класс

Раздел 9. Искусство стеклоделия

 

Тема 9.1. Художественное стекло. Ведущие стекольные заводы России

Теоретический курс:

  1. Ведущие стекольные заводы России: Гусевский, Дятьковский – хрустальные заводы
  2. Этапы развития стеклоделия

Раздел 10. Народная вышивка

 

Тема 10.1. возникновение вышивки. Колорит вышивки. Разнообразие народной вышивки (Крестецкая, Горьковская, Рязанская, Калужская, Ивановская)

Теоретический курс:

  1. Возникновение вышивки.
  2. Производство изделий.
  3. Орнамент вышивки и ее корни.
  4. Колорит вышивки.
  5. Народные вышивки.
  6. Нижегородские и Торжокские золотошвейные изделия.

Практические задания:

Самостоятельная работа.

  • Копирование с образцов фрагментов различных видов вышивки.

Работа с иллюстративным материалом

Раздел 11. Кружевоплетение и пуховязание

 

Тема 11.1. Техника выполнения. Мотивы орнамента. Оренбургский пуховый промысел.

Теоретический курс:

  1. Способы плетения кружев.
  2. Использование в выполнении кружев предварительных рисунков – сколков
  3. Кружева Вологды, Ельца, Кирова
  4. Техника выполнения, мотивы
  5. Оренбургский пуховязальный промысел

 

Практические задания:

Самостоятельная работа.

  • Схематическое изображение узора кружев


Работа с литературой

Раздел 12. Ручное ковроткачество

 

Тема 12.1. Техника изготовления ковров. Ворсовые и безворсовые ковры.

Теоретический курс:

  1. Техника изготовления ковров.
  2. Ковры Дагестана
  3. Ворсовые и безворсовые ковры

 

Практические задания:
Самостоятельная работа.

  • Зарисовки орнамента Дагестанских ковров.

 

Сбор подготовительного материала в виде открыток, иллюстраций, фотографий

Тема 12.2. Башкирский ковер

Теоретический курс:

  1. Техника и изготовление ковров
  2. Орнамент Башкирских ковров

 

Практические задания:

Самостоятельная работа.

  • Зарисовки орнамента Башкирских ковров

 

Выполнение текста-сообщения на тему «Значение орнамента в истории башкирской культуры»

 

Раздел 13. Народная кукла

 

Тема 13.1. История возникновения куклы

Теоретический курс:

 

 

Самостоятельная работа.

  1. Игрушки в крестьянском быту
  2. Материалы для изготовления игрушек
  3. Игрушки – часть народной традиции

Работа с литературой

Тема 13.2. Типы кукол по назначению

Теоретический курс:

 

  1. Типы кукол по назначению
  2. Современная кукла

Практические задания

  • Подбор материала
  • Выполнение куклы-оберега

 

                                                      Всего : 66 ч. (2 ч. в нед.)

 

4 класс

Раздел 14. Художественный войлок

 

Тема 14.1. Понятие «Художественный войлок». Цели и задачи. Межпредметные связи.

Теоретический курс:

 

 

Самостоятельная работа.

  1. Понятие «Художественный войлок».
  2. Цели и задачи.
  3. Межпредметные связи

Работа с иллюстративным материалом

Тема 14.2. История древнего ремесла «войлок». Войлочные ковры народов России и ближнего зарубежья

Теоретический курс:

 

Самостоятельна работа.

  1. История древнего ремесла
  2. Войлочные ковры разных народов

Подбор различных приспособлений и материалов

Тема 14.3. Материалы и инструменты для работы. Виды шерсти и ее свойства. Способы обработки шерсти

Теоретический курс:

  1. Материалы и инструменты для работы.
  2. Виды шерсти и ее свойства
  3. Способы обработки шерсти

 

Тема 14.4. Творческий поиск: разрабатывание эскизов, решение образа

Практические задания:

  • Выполнение эскиза к войлочному панно

Тема 14.5. Традиционно вваленный войлок «вваливание изображения»

Практические задания:

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

  • Выкладывание рисунка в материале.
  • Укрепление шерсти на основе согласно эскизу.
  • Валяние. Корректировка рисунка в процессе валяния,  обработка края изделия, полоскание, просушивание, проутюживание.
  • Оформление войлочного изделия.

Подбор различных приспособлений и материалов

Тема 14.6. Нетрадиционный валенный войлок «Комбинированная техника»

Теоретический курс:

Самостоятельная работа.

  1. Художественные эффекты, имитация фактур

Работа с литературой

Тема 14.7. Хранение художественного войлока. Организация экспозиции

Теоретический курс:

  1. Варианты хранений художественного войлока
  2. Варианты организации экспозиции

 

                                                    Всего: 66 ч. (2 ч. в нед.)

5 класс

Раздел 15. Художественная роспись

 

Тема 15.1. Искусство набойки. Павловский Посад

Теоретический курс:

 

 

Самостоятельная работа.

  1. Техника выполнения набойки.
  2. История ее развития на Руси
  3. Трактовка орнамента

Сбор подготовительного материала в виде открыток, иллюстраций, фотографий

Тема 15.2. Художественная роспись ткани (холодный, горячий батик). Свободная роспись, аэрография

Теоретический курс:

 

 

Самостоятельная

работа.

  1. Виды художественной росписи ткани. Холодный и горячий батик
  2. Материалы и инструменты для работы.
  3. Способы обработки ткани.

Работа с литературой

Тема 15.3. Творческий поиск: разрабатывание эскизов, решение образа

Практические задания:

Самостоятельная работа..

  • Поиск вариантов эскизов.
  • Решение выразительности образа

Выполнение эскиза к творческому заданию

Тема 15.4. Изготовление холодного батика

Практические задания:

  • Перевод рисунка с бумаги на ткань
  • Работа в цвете
  • Оформление работы

 

                                                            Всего: 66 ч. (2 ч. в нед.)

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Учебный предмет

Композиция прикладная

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Композиция прикладная».

1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов.

2.Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности.

3.Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.).

4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом.

5. Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла.

6. Умение работать с различными материалами.

7. Умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования, росписи.

8. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.

9. Навыки заполнения объемной формы узором.

10. Навыки ритмического заполнения поверхности.

11. Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.

12. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.

13. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения.

14. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.

 

 ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую работу и теоретическую грамотность.

Программа предусматривает промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м, 8-м, 10-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за год.Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.

  1. Критерии оценок

Оценивание работ осуществляется по двум направлениям: практическая работа и теоретическая грамотность. Важным критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного образа, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.

“5” (отлично) ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил организационно-трудовые умения.

“4” (хорошо) ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность.

“3” (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, ученик неряшлив и безынициативен.

В конце пятого класса проводится зачет по пройденному материалу.

    Примерные вопросы для зачета.

  1. Рассказать о материалах, из которых изготавливаются изделия народных художественных промыслов.
  2. Каковы отличительные особенности хохломских изделий?
  3. Каковы отличительные особенности городских изделий?
  4. Чем характеризуются полохов-майданские изделия?
  5. Каковы отличительные черты абрамцево-кудринской резьбы?
  6. Матрешка. Различие в форме и декора. Особенности русских матрешек.
  7. Отличительные особенности палехской лаковой живописи.
  8. Отличительные особенности федоскинской лаковой живописи.
  9. Рассказать о возникновении промысла художественной резьбы по камню.
  10.  Рассказать о возникновении промысла художественной резьбы по камню.
  11.  Из каких основных процессов состоит производство художественных керамических изделий?
  12.  Каковы отличительные особенности гжельской керамики?
  13.  Рассказать о возникновении народных промыслов ручного ковроделия.
  14.  Чем отличаются дымковская и абашевская игрушка?
  15.  Чем отличаются филимоновская и каргопольская игрушка?
  16. Расскажите о возникновении искусства стеклоделия.
  17.  Расскажите о разных видах вышивки.
  18.  Чем отличаются ковры Дагестана от башкирских паласов.
  19.  Отличие в технологии изготовления холодного и горячего батика.
  20.  История возникновения и развития техники войлок.
  21.  Народные промыслы изделия из лозы, бересты, соломки

  

                                                      Список используемой литературы

                                               У. П. Композиция прикладная

 

  1. Справочник дизайнера декоративно - прикладного искусства. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014
  2. Погодина С.В. Методическое пособие для педагогов и родителей. Городецкая роспись. - ООО « Издательство «Аирис Пресс» - М.: 2014
  3. Погодина С.В. Методическое пособие для педагогов и родителей. Хохлома. - ООО « Издательство «Аирис Пресс» - М.: 2014
  4. Нуриджанова С. Читайте полотенца. - Уфа,2011
  5. Кискальт И. Соленое тесто. - М., 2003

 

Дополнительная предпрофессиональная

общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства
Учебный предмет



Композиция станковая 

 Разработчик(и)-Хабибуллина Эльвира Саитгалиевна-преподователь

Рецензент-Турьянова Нурия Валинуровна, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства ФГБОУ ВПО БГПУ им.М.Акмуллы, отличник образования РФ

Учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области

изобразительного искусства

«Живопись»

____________________________________

Индекс Предметных областей и УП

Наименование частей, предметных областей,

УП и разделов

Общий объем времени (в часах)

Промежут. оттестация

(по полугодиям)

 

 

Максимальная

учебная

нагрузка

Самостоятельная

работа

Аудитор­ные

занятия

Зачеты контр. уроки

Экзамены

Распределение по годам обучение

 

1кл

2кл

3кл

4кл

5кл

 

 

 

 

 

Групповые

занятия

Мелкогрупповые занятия

Индивидуальные занятия

Количество недель аудиторных занятий в год

 

33

33

33

33

33

 

Обязательная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по.01.

художественное творчество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.01.

УП.01.

РИСУНОК

990

429

-

561

-

2,4,6,10

8

3

3

3

4

4

 

ПО.01.

УП.02.

ЖИВОПИСЬ

924

429

-

495

-

1,3…9

2…8

3

3

3

3

3

 

ПО.01.

УП.03.

компОЗИЦИЯ

СТАНКОВАЯ

924

561

-

363

-

1,3…9

2…8

2

2

2

2

3

 

ПО.02.

история искусств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПО.02.

УП.01.

Беседы об искусстве

66

16,5

49,5

-

-

2

 

1,5

 

 

 

 

 

ПО.02.

УП.02.

История

Изобразительного искусства

396

198

-

198

-

4,6,8

 

 

1,5

1,5

1,5

1,5

 

ПО.03.

пленэрные занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в.оо.

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.01.

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

66

33

-

33

-

2

 

1

 

 

 

 

 

В.02.

КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ

528

198

-

330

-

2,4,6,8 ,10

 

2

2

2

2

2

 

В.ОЗ.

СКУЛЬПТУРА

495

165

-

330

-

2,4,6,8 ,10

 

2

2

2

2

2

 

Всего аудиторная нагрузка по двум предметным областям (обязательная часть)

 

 

 

 

 

 

 

9,5

9,5

9,5

10,5

П/

 

Всего аудиторная нагрузка по двум предметным областям (обязательная часть) с учетом вариативной части

 

 

 

 

 

 

 

14, 5

13,5

13,5

14,5

15/

 

Максимальная нагрузка вариативной части

1089

396

 

693

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части

4501

2029,5

 

2471,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего количество контрольных уроков,зачетов, экзаменов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.04.00.

Консультации

90

 

90

 

 

Годовая нагрузка в часах

 

К.04.01.

РИСУНОК

 

 

 

20

 

 

 

4

4 '

4

4

4

К.04.02.

живопись

 

 

 

20

 

 

 

4

4

4

4

4

К.04.03.

композиция

СТАНКОВАЯ

 

 

 

40

 

 

 

8

8

8

8

8

К.04.04.

БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

К.04.05.

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

 

 

8

 

 

 

 

2

2

2

2

А.05.00.

АТТЕСТАЦИЯ

Годовой объем в неделях

 

ПА.05.01.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ (ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ)

4

 

 

 

 

1

1

1

1

-

ИА.05.02

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

ИА.05.02.01

КОМПОЗИЦИЯ СТАНКОВАЯ

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА.05.02.02

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв учебного времени

5

 

 

 

 

1

1

1

1

1

                                                         

 

  

                                                    Бюджет времени в неделях

Классы

Аудиторные занятия, в том

числе промежуточная аттестация в виде зачетов и контрольных уроков

Промежуточная аттестация (экзамиенационная)

Резерв учебного времени

Пленэр

Итоговая аттестация

Каникулы

Всего

I

33

1

1

-

 

17

52

II

33

1

1

1

 

16

52

III

33

1

1

1

 

16

52

IV

33

1

1

1

 

16

52

V

33

-

1

-

2

4

40

Итого:

165

4

5

3

2

69

248

 

 РЕЦЕНЗИЯ

На дополнительную предпрофессиональную общеобразовательную программу в области изобразительного искусства (композиция станковая) для учащихся художественного отделения Детской школы искусств .

Разработчик программы: Хабибуллина Эльвира Саитгалиевна.

Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 10-12 лет со сроком реализации 5 лет.

В программе учебный предмет «Композиция станковая» органически связан со специальными дисциплинами учебного плана: рисунком, живописью, историей искусств, композицией прикладной, скульптурой, цветоведением. Знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении специальных дисциплин, закрепляются в композиционных заданиях, находят творческое применение при исполнении учебных композиций.

Курс «Композиция станковая» включает теоретическую и практическую части. Уроки-беседы служат теоретической базой для практических занятий и самостоятельной работы, способствуют более осмысленному выполнению заданий.

Цели практической части предмета «Композиции станковой»- привить учащимся навыки творческой работы; обучить их наблюдению жизни, определению в ней существенного, типичного, достойного отражения в искусстве, выражению идейного замысла произведения изобразительными средствами; воспитание умения последовательно работать над произведением от эскиза до его завершения.

Каждое практическое задание реализуется через две основные формы: аудиторную и домашнюю. Практические аудиторные занятия проводятся по примерной схеме: а)вводная беседа и постановка задания; б)выполнение практического задания; в)постановка самостоятельного задания.

Программа по композиции станковой учитывает разнообразие культурных традиций региона.

В первый год обучения рассматриваются основные закономерности, правила и приемы композиции, единые для всех видов и жанров изобразительного искусства.

В последующие годы обучения рассматриваются специфические проблемы композиции того или иного жанра изобразительного искусства по принципу «от простого к сложному».

Усвоив теоретический и практический материал, учащиеся получают представления о сущности и значении искусства, о единстве содержания и формы в произведении, образе и образном мышлении художника, об идеи, теме, сюжете, о закономерностях композиции.

В программе разработаны формы и методы контроля, критерии их оценок.

Предмет «Композиция станковая» предусматривает зачет после каждого полугодия в виде просмотров работ учащихся.

В конце всего курса запланирован экзамен по теории композиции. Программа снабжена богатым учебно-методическим комплексом, призванным обеспечить ее эффективность.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

При реализации программы «Композиция станковая» с 5-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1-4 классах – два часа, 5 класс – три часа в неделю.

Общий объем максимальной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Композиция станковая» со сроком обучения 5 лет составляет 924 часов, в том числе аудиторные занятия – 363 часа, самостоятельная работа – 561 час.

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

Учебный предмет «Композиция станковая» со сроком обучения 5 лет (программа «Живопись» со сроком обучения 5 лет)

 

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной и итоговой аттестации

 

Всего часов

Классы

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Аудиторные занятия (в часах)

32

34

32

34

32

34

32

34

48

51

363

Самостоятельная работа (в часах)

48

51

48

51

48

51

64

68

64

68

561

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

80

85

80

85

80

85

96

102

112

119

924

Вид промежуточной  аттестации по полугодиям и итоговая аттестация

зачет

 

экза

мен

зачет

 

экза

мен

зачет

 

экза

мен

зачет

 

экза

мен

зачет

 

Итоговая аттестация

 

 

 Пояснительная записка к учебному предмету

 Композиция станковая

Композиция является одной из основных профилирующих дисциплин в школах искусств на художественном отделении и в художественных школах. Синтезируя все составляющие изобразительной грамоты, а именно, знания и умения изображать на плоскости и в объеме предметы и явления окружающей действительности, она предполагает обучение самостоятельному созданию законченного произведения, содержащего художественный образ. Предмет композиция развивает образное мышление и творческое воображение учащегося. На обучение человека, особенно тогда, когда оно непосредственно связано с раскрытием его творческого потенциала, большое влияние оказывает та культурная среда, в которой он живет и развивается, которая определяет его духовное, нравственное и национальное самосознание. Культура Башкортостана отличается уникальным содружеством веками складывающихся национальных традиций многих народов: русского, башкирского, татарского, чувашского, марийского и др. Программа по композиции учитывает разнообразие местных культурных традиций. Она направлена на воспитание и развитие художественно широко мыслящего человека, способного постичь общечеловеческие ценности.

Цель преподавания композиции заключается в систематическом и целенаправленном развитии у учащихся композиционного мышления и практических умений, необходимых для создания полноценного, эстетически значимого художественного образа, имеющего региональное своеобразие.

Достижению этой цели способствует решение ряда задач, стоящих перед педагогом на протяжении всего курса обучения.

1)                Обогащение чувственного опыта учащихся, заключающегося в эмоциональном восприятии.

2)                Развитие психических процессов у учащихся (памяти, мышления, воображения).

3)                Освоение композиционной грамоты и практическое закрепление при выполнении заданий.

4)                Изучение богатого наследия культуры народов, проживающих на территории Башкортостана.

Работа над композицией ведется с 1 по 5 классы с постоянным нарастанием сложности задач. Объем учебного времени предусмотренным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета составляет максимальная учебная нагрузка 924 ч.; самостоятельная работа 561 ч.; аудиторные занятия 363 ч.

Форма проведения аудиторных занятий - мелкогрупповая (4-10 чел).

Программа ориентирована на школьников 10-17 лет и рассчитана на 5 лет обучения с 2-х часовой недельной нагрузкой с 1 по 4 классы и 3-х часовая недельная нагрузка в 5 классе.

 

 

 

 

Учебно- тематический план. Композиция станковая

№ п/п

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимально учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

П0.01

Художественное творчество

П0.01 УП.ОЗ

Композиция станковая

1

Тема 1.

Понятие «композиция». Правила композиции. Средства

выразительности при создании

художественного образа.

Урок-беседа, Практические занятия

54

28

26

2

Тема2.

Понятие «стилизация». Декоративная стилизация изображения. Композиция жанра «натюрморт»

Урок-беседа, Практические занятия

40

24

16

3

Тема 3.

Композиционные приемы. Симметрия. Контраст. Ритм. Деформация.

Урок-беседа, Практические занятия

60

36

24

4

Тема 4.

Понятие «колорит». Пути создания художественных образов

Урок-беседа, Практические занятия

50

I

40

10

5

Тема 5.

Варианты композиционного решения натюрморта

Урок-беседа, Практические занятия

45

21

24

6

Тема 6.

Композиция жанра «пейзаж». Методы работы над живописным реалистическим произведением. Способы организации плоскости картины.

Средства передачи поэтического образа природы в творчестве башкирских художников- пейзажистов

Урок-беседа, Практические занятия

68

36

32

7

Тема 7.

Понятие «стиль». Стилевые особенности

Урок-беседа, Практические занятия

76

52

24

 

 

композиционного языка направлений изобразительного искусства и творчества отдельных художников. Художественные направления искусства

 

 

 

 

8

Тема 8.

Композиция жанра «портрет» (автопортрет). Работа над содержанием художественного произведения

Урок-беседа, Практические занятия

60

44

16

9

Тема 9.

Интерьеры (мастерская художника или рабочее место человека творческой специальности)

Урок-беседа, Практические занятия

74

48

26

10

Тема 10.

Композиция жанра «Одно или двухфигурная композиция. Главный герой (художник, поэт, музыкант, дирижер, актер, фотограф)

Урок-беседа, Практические занятия

72

40

32

11

Тема 11.

«Символ» и «Аллегория» в композиции. Символизм в современных произведениях художников работающих в Уфе. Раскрытие художественного образа через «подтекст»

Урок-беседа, Практические занятия

64

I

40

24

12

Тема 12.

Иллюстрирование

художественного

литературного

произведения.

Композиция жанра

«плакат» или «книжная

графика»

Урок-беседа, Практические занятия

60

50

10

13

Тема 13.

Иллюстрация музыкальной фразы (фольклор,

национальных мелодий народов Башкирии, вальса, современного музыкального

Урок-беседа, Практические занятия

70

40

30

 

 

 

 

произведения – поиск соответствующего композиционного языка

 

 

 

 

 

Тема 14.

Создание новых оригинальных образов для всевозможных праздников. (Новый год, Масленица, Хелоуин).

Создание новых оригинальных образов при самостоятельном решении творческих задач

Урок-беседа,

практические занятия

72

39

33

 

Тема 15.

Композиция жанра портрет. Изображение самого себя. Композиция на тему: «Я – социум», «Мое место в обществе»

Урок-беседа,

практические занятия

59

23

36

 

 

 

924

561

363

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся Учебный предмет Композиция станковая

1. Приобретение следующих знаний и умений:

а) Знания

-   понятие «композиция», «художественный образ», его характеристики.

-   законов, правил, приемов, элементов композиции

-   способов создания образов воображения и фантастических образов

-   основных художественных направлений в изобразительном искусстве, их характерные особенности

-   понятие «тема», «сюжет»

-   понятие «символ» в изобразительном искусстве

-   различных художественных материалов, техник и технологий в изобразительном искусстве.

-   теории изобразительной грамоты

-   культурных национальных корней, питающих народное и профессиональное искусство Башкортостана.

б) Умения

-   наблюдать окружающий мир, т.е. подмечать интересное, необычное в предметах и явлениях действительности, видеть красоту и гармонию в обыденном, ассоциативно (образно) воспринимать окружающее, глубоко эмоционально переживать его;

-   композиционно грамотно организовать плоскости своей работы: подбирать и соединять в единое целое элементы изображения;

-   последовательно и целенаправленно вести работу над композицией;

-   изображать предметы и явления окружающей действительности на плоскости используя различные художественные материалы, техники и технологии, а также разнообразные эффекты;

-   композиционно «обыгрывать» натурный материал, т.е. включать его в творческую работу с небольшими, увеличивающими выразительность изображаемого предмета или явления;

-   находить интересные изобразительные метафоры и аналогии обучающие содержание композиции;

-   вести поиск своего индивидуального стиля, почерка, придающих оригинальность творческим работам.

 

Формы и методы контроля, система оценок

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде  проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.

Формы промежуточной аттестации:

  • зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);
  • экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью образовательного учреждения. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.

Итоговая работапредполагает создание серии, связанной единством замысла. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой.

Тему итоговой  работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею в серии листов (не менее трех), связанных единством замысла и воплощения.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.

Итоговая работа может быть выполнена в любой технике живописи и графике. Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса.

Этапы работы:

  • поиски темы, выстраивание концепции серии; сбор и обработка материала; зарисовки, эскизы, этюды;
  • поиски графических и живописных решений, как отдельных листов серии, так и всей серии в целом;
  • сдача итоговых листов и завершение всей работы в конце учебного года;
  • выставка и обсуждение итоговых работ.

Критерии оценок

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.

4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

 Методическое обеспечение учебного процесса

 

Методические рекомендации преподавателям

Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные  по техникам и материалам задания.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения композиции станковой:

  1. Обзорная беседа о предлагаемых темах.
  2. Выбор сюжета и техники исполнения.
  3. Сбор подготовительного изобразительного материала и изучение материальной культуры.
  4. Тональные форэскизы.
  5. Упражнения по цветоведению, по законам композиции, по техникам исполнения.
  6. Варианты тонально-композиционных эскизов.
  7. Варианты цветотональных эскизов.
  8. Выполнение картона.
  9. Выполнение работы на формате в материале.

Работа над сюжетной композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий, ввиду небольшого количества аудиторных часов, отведенных на предмет «Композиция станковая». Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание форэскизов, цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.

Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна законченная композиция в цвете или графическая, может быть и серия цветовых или графических листов. Техника исполнения и формат работы  обсуждается с преподавателем.

Педагог должен помочь детям выбрать тему итоговой работы. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику.

После выбора основной темы и ее графического подтверждения начинается индивидуальная работа с каждым обучающимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к справочному материалу, литературе по искусству. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, даже копии с произведений мастеров, выстраивая графический ряд, затем, если итоговая работа задумана в цвете, - ее колористическое решение.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные работы по композиции просматриваются преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, картон, итоговая работа. Необходимо дать возможность ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений  культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Дидактически материалы

Для успешного результата в освоении программы по композиции станковой необходимы следующие учебно-методические пособия:

- таблица по цветоведению;

- таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией;

- наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;

- репродукции произведений классиков русского и мирового искусства;

работы учащихся из методического фонда школы;

- таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции;

- интернет-ресурсы;

- презентационные материалы по тематике разделов.

 

Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.

 Список используемой литературы

УЛ. Композиция станковая

  1. Цветоведение и колористика. Учебное пособие. 3-е издание. - СПб.: Издательство «Лань», 2014
  2. Фабриель П. Цветные композиции. - М.: Издательство APT- Родник, 2008
  3. Лер О., Шапер К. Акриловая живопись. - М.: Издательство APT- Родн 2010
  4. Швейк С. Художественная мастерская. - СПб.: Питер, 2013
  5. Морас И. Акриловые картины. - М.: Издательство APT- Родник, 2010
  6. Ю.Дятлова Г В., Ляхова К.А. Мастера портрета. -М.: «Вече», 2002
  7. П.Пипер А., Коницин В. Энергия красок. - М.: Издательтво APT- Родник 2010

  

Поиск по сайту